Статья старшего научного сотрудника Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Айнура Ильфатовича Тузбекова «Торговые связи населения Башкирского Приуралья в XIV в. по результатам изучения кашинной керамики» посвящена исследованию торговых связей населения Башкирского Приуралья с городами Нижнего и Среднего Поволжья, Средней Азии и Ирана
В статье представлены результаты изучения кашинной керамики, выявленной на поселенческих памятниках археологии золотоордынского периода на территории Башкирского Приуралья, которые позволили определить направления торговых связей населения региона в XIV в. В рамках исследования изучены 218 фрагментов кашинной посуды, обнаруженной на 4 поселенческих памятниках. Для ее классификации применена методика В.Ю. Коваля.
В результате проведенных исследований установлено, что население Башкирского Приуралья, в золотоордынский период, имело прочные торговые связи с городами Нижнего и Среднего Поволжья, Средней Азии и Ирана. Определено, что в первой половине XIV века южный вектор торговых связей претерпел изменения и получил новый импульс для развития. Концентрация большинства изделий из кашина, найденных в Башкирском Приуралье, на селище Подымалово-1 позволило сделать вывод о его высокой значимости в сухопутной торгово-коммуникационной сети региона, которая возможно осуществлялась по вершинам водоразделов.
____________________________
Справочно:
Кашинная керамика — это лёгкая пористая высококремнеземистая керамическая масса, имеющая после обжига белый цвет со слабо выраженными жёлтым или розовым оттенками.
Технология производства заключалась в следующем: кремнистые породы размалывали на жерновах до определённой степени помола и полученный порошок смешивали с водным раствором клея животного происхождения. Формование посуды производилось путём оттискивания в формы, после чего она просушивалась, расписывалась и покрывалась глазурью. Обжиг происходил при температуре 900–1000 °С.
Центрами изготовления кашинной посуды являлись города средневекового Ирана, Хорезма и Золотой Орды. 5 В XIV веке её производство наладили в нижневолжских городах Золотой Орды.
Эта керамика является компонентом торговых и культурных связей разных государств, маркирует принадлежность её обладателей к элитному социальному слою и является надёжным датирующим материалом.