Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

Меню

НАЦПРОЕКТ «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ»

Национальные проекты

РОССИИ

Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.

XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Национальные проекты

Общие вопросы реализации национальных проектов

Общие вопросы реализации национальных проектов

Национальный проект «Молодёжь и дети»

Национальный проект «Молодёжь и дети»

Цель национального проекта:

   •   Становление и развитие поколения российских граждан, патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности

   •   Комфортная и безопасная среда для жизни

   •   Устойчивая и динамичная экономика


Федеральные проекты

   •   Россия – страна возможностей

   •   Мы вместе

   •   Россия в мире

   •   Всё лучшее детям

   •   Ведущие школы

   •   Педагоги и наставники

   •   Создание сети современных кампусов

   •   Университеты для поколения лидеров

   •   Профессионалитет


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Реализованы 6942 мероприятия, направленные на воспитание подрастающего поколения формирования личности в рамках самого масштабного детского движения страны – Движение первых

   •   Участие в программе «Больше, чем путешествие» к 2030 году примут 390 тысяч человек

   •   Привлечение 20 тысяч человек в проведение Всемирного фестиваля молодёжи

   •   Создан единый цифровой профиль иностранного студента на базе суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»

   •   Преподавание русского языка и предметов на русском языке за рубежом

   •   Во всех округах Российской Федерации сформирована сеть из 12 передовых школ

   •   Построены 150 школ

   •   Созданы образовательно-производственные центры (кластеры) и образовательные кластеры среднего профессионального образования

   •   Создание сети кампусов мирового уровня в вузах

   •   Реализация самой масштабной в государственной программы поддержки университетов программа «Приоритет-2030»

   •   Усилена подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, для чего будут созданы передовые инженерные школы

   •   Осуществлены единовременные компенсационные выплаты учителям в рамках реализации программы «Земский учитель» для 7,5 тысячи человек

   •   Ежегодно обеспечено более 800 тыс. выплат денежного вознаграждения за классное руководство.


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Охват обучающихся системой мер по выявлению, поддержке и развитию их способностей и талантов, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности, и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию – 100%

   •   Доля молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание – 75,1%

   •   Доля молодых людей, вовлечённых в добровольческую и общественную деятельность – 45,8%

   •   Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях – 500 тысяч человек

   •   Доля молодых людей, верящих в возможности самореализации в России – 85%

   •   Доля проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, в рамках которых обеспечено продвижение и защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей – 80%

   •   Индекс создания условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей – 95%

   •   Доля педагогических работников для всех уровней образования, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования на основе актуализированных профессиональных стандартов на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций – 10%

Национальный проект «Семья»

Национальный проект «Семья»

Цель национального проекта:

   •   Увеличение числа семей с детьми, в том числе многодетных, укрепление семейных ценностей.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи

   •   Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности

   •   Комфортная и безопасная среда для жизни


Федеральные проекты

   •   Поддержка семьи

   •   Многодетная семья

   •   Охрана материнства и детства

   •   Старшее поколение

   •   Семейные ценности и инфраструктура культуры


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Создание не менее 1000 комнат матери и ребенка и групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях высшего образования

   •   Предоставление маткапитала на улучшение жилищных условий, образование, пенсионные накопления и пр.

   •   Предоставление Единого пособия нуждающимся семьям

   •   Предоставление «Семейной ипотеки» (более 1,5 млн семей с детьми)

   •   Предоставление ежегодной семейной выплаты

   •   Адресное строительство не менее 100 детсадов в отдельных населённых пунктах с объективно выявленной потребностью инфраструктуры

   •   Оснащение образовательных пространств не менее 2,2 тыс. детсадов

   •   Реализация в 41 регионе региональных программ по повышению рождаемости

   •   Предоставление государственной социальной помощи на основании соцконтракта ежегодно не менее 220 тыс. семей (приоритетно – многодетным)

   •   Обеспечение многодетных семей региональными мерами поддержки, реализация региональных мер по повышению рождаемости в развитие Указа Президента № 63

   •   Предоставление выплаты на погашение ипотеки многодетным семьям с детьми в размере 450 тыс. рублей в целях улучшения жилищных условий

   •   Создание ежегодно порядка 1000 групп продленного дня для обучающихся 1–4 классов в образовательных организациях

   •   Создание 336 женских консультаций (субъектов Российской Федерации и ФМБА России)

   •   Оснащение медицинскими изделиями 133 перинатальных центров, родильных домов субъектов Российской Федерации и 9 перинатальных центров Минздрава России и ФМБА России

   •   Оснащение медицинскими изделиями 180 детских больниц

   •   Приобретение 526 мобильных медицинских комплексов для детских поликлиник в субъектах Российской Федерации и 10 – для детских поликлиник ФМБА России

   •   Проведение 485 тыс. циклов ЭКО

   •   Реализация региональных программ по охране материнства и детства во всех регионах

   •   Ремонт 43 объектов соцобслуживания

   •   Реализация региональных программ «Активное долголетие» во всех регионах

   •   Более 31 тыс. развивающих и образовательных мероприятий в центрах общения для граждан старшего поколения

   •   Строительство и модернизация не менее 1011 региональных и муниципальных детских школ искусств

   •   Модернизация не менее 450 учреждений культурно досугового типа в населённых пунктах с численностью до 500 тысяч человек, не менее 420 региональных и муниципальных библиотек, не менее 100 театров и 250 музеев, находящихся в региональной и муниципальной собственности

   •   Оснащение не менее 410 региональных и муниципальных театров в городах с численностью населения более 300 тысяч человек, 2,1 тыс. региональных и муниципальных музеев, 3,6 тыс. детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами. 2,4 тыс. кинозалов современным оборудованием в населённых пунктах до 500 тысяч человек, в которых обеспечен прокат национальных фильмов

   •   Создание 2,5 тыс. модельных библиотек, 310 памятных мест, связанных с военной историей России

   •   Реализация 1,3 тыс. творческих проектов НКО по укреплению российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России, 390 творческих проектов, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, 144 выставочных проекта федеральных и региональных музеев в субъектах Российской Федерации

   •   Проведено 479 культурно-просветительских программ для школьников

   •   Конкурс «Это у нас семейное» – 600 тысяч человек участников конкурса

   •   Не менее 280 млн билетов на посещение мероприятий с использованием «Пушкинской карты»

   •   Предоставление услуг долговременного ухода не менее 500 тысячам нуждающихся в таком уходе

   •   Ввод в эксплуатацию не менее 122 объектов для размещения граждан в стационарных организациях соцобслуживания в субъектах Российской Федерации (более 6,9 тыс. мест)


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Увеличение суммарного коэффициента рождаемости

   •   Снижение уровня бедности

   •   Суммарный коэффициент рождаемости третьих и последующих детей – 0,475 ед.

   •   Доля пожилых граждан и инвалидов, получающих долговременный уход, от общего числа нуждающихся в таком уходе граждан – 30,3%

   •   Уровень удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества – 63%

   •   Количество созданных центров воспроизведения аудиовизуального контента в малых населенных пунктах с численностью населения до 50 тысяч человек, оснащённых необходимым оборудованием и подключённых к единой цифровой платформе с библиотекой современных продуктов российской киноиндустрии – 900 ед.

Национальный проект «Кадры»

Национальный проект «Кадры»

Цель национального проекта:

   •   Удовлетворение потребности экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи

   •   Устойчивая и динамичная экономика


Федеральные проекты

   •   Управление рынком труда

   •   Образование для рынка труда

   •   Активные меры содействия занятости

   •   Человек труда


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Формирование и ежегодная актуализация прогноза потребности отраслей экономики в кадрах на пятилетний период

   •   Для анализа кадровой потребности в профессионально-квалификационном разрезе ежегодно будет проводиться всероссийский опрос работодателей и экспертов (с 2026 года на базе ЕЦП «Работа в России»)

   •   Модернизация более 1,5 тыс. центров занятости населения

   •   Ежегодное повышение МРОТ для достижения в 2030 году целевого значения, установленного Указом № 309 (подпункт «м» пункта 2)

   •   Ежегодное формирование рейтинга образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования по уровню трудоустройства и зарплатам выпускников

   •   Сформирована гибкая система профессиональных стандартов. Обновлен перечень видов профессиональной деятельности

   •   Усовершенствована система 238 центров карьеры на базе организаций высшего образования

   •   Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование более 120 тысяч работников организаций ОПК

   •   Независимая оценка квалификации 390 тысяч человек

   •   Разработаны методические рекомендации по организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации региона)

   •   Развитие двух научно-образовательных кластеров для обеспечения кадровой потребности высокотехнологичных производств Росатома, в моногородах и ЗАТО

   •   Профессиональное обучение и дополнительное образование порядка 104 тысяч человек ежегодно из числа отдельных категорий граждан по востребованным профессиям

   •   Реализация Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства в целях увеличения доли молодежи, трудоустроенной у субъектов МСП

   •   Субсидирование оборудования не менее 33,5 тыс. рабочих мест для инвалидов, включая участников СВО

   •   Стимулирование работодателей к приёму на работу отдельных категорий граждан в целях трудоустройства порядка 29,7 тысячи человек

   •   Привлечение работодателями из другой местности/других территорий около 9,8 тысячи востребованных в регионе работников в рамках программы «Мобильность 2.0»

   •   Более 8 тысяч квалифицированных специалистов привлечены в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов для реализации крупных проектов в приоритетных отраслях экономики

   •   Проведены Всероссийская ярмарка трудоустройства, Фестиваль профессий в целях популяризации рабочих профессий, а также Конкурс практик молодежного трудоустройства

   •   Проведён Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» в целях популяризации рабочих профессий (с увеличением числа номинаций с 5 до 20)


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Темпы сокращения дефицита кадров за счёт увеличения занятости относительно значения базового года – 103,4%

Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь»

Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь»

Цель национального проекта:

• Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни.


Направлен на достижение национальной цели развития:

• Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи


Федеральные проекты

• Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации

• Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями

• Борьба с онкологическими заболеваниями

• Борьба с сахарным диабетом

• Борьба с гепатитом С и минимизация рисков распространения данного заболевания

• Совершенствование экстренной медицинской помощи

• Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация

• Национальная цифровая платформа «Здоровье»

• Развитие ФГУ и сети НМИЦ

• Здоровье для каждого

• Медицинские кадры


Ключевые мероприятия нацпроекта

• Обеспечены дистанционным мониторингом состояния здоровья с использованием медицинских изделий с дистанционной передачей данных пациенты с болезнями системы кровообращения, сахарным диабетом и рядом иных заболеваний

• На основе своевременной и современной диагностики обеспечена профилактика прогрессирования ишемической болезни сердца и развития её осложнений у пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением

• В субъектах Российской Федерации организована маршрутизация пациентов с онкологическими заболеваниями на основании порядка оказания медицинской помощи с учётом клинических рекомендаций и обеспечения территориальной доступности медицинской помощи

• Оснащены региональные, межрайонные (районные) центры, оказывающие медицинскую помощь больным с нарушениями углеводного обмена и сахарным диабетом

• Дети с сахарным диабетом 1 типа в возрасте от 2-х до 17 лет включительно обеспечены системами непрерывного мониторинга глюкозы, в том числе российского производства

• Достигнут устойчивый вирусологический ответ у пациентов с хроническим вирусным гепатитом С, завершивших курс противовирусной терапии

• Создана современная инфраструктура приёмных отделений с использованием модульных конструкций для оказания экстренной медицинской помощи больным с жизнеугрожающими состояниями (новое строительство с использованием модульных конструкций)

• Организована защищённая сеть передачи данных для отрасли здравоохранения

• Обеспечено создание, внедрение и функционирование единой цифровой платформы, способствующей поддержанию и сохранению здоровья человека

• Проведено углублённое изучение и коррекция рационов питания населения в субъектах Российской Федерации с целью устранения дефицита макро- и микронутриентов с учётом региональных особенностей

• Расширена сеть национальных медицинских исследовательских центров для осуществления организационно-методической поддержки медицинских организаций субъектов Российской Федерации по профилям оказания медицинской помощи

• Организованы Центры здоровья для взрослых на базе отделений (кабинетов) медицинской профилактики в ЦРБ, РБ, в том числе в удалённых населённых пунктах

• Обеспечено направление врачей, в том числе «вахтовым методом», в медицинские организации субъектов Российской Федерации

• Обучено по программам среднего профессионального образования по договорам, предусматривающим обязательство по трудоустройству

• Проведена информационно-коммуникационная кампания, направленная на повышение приверженности граждан к ведению здорового образа жизни и коррекции факторов риска заболеваний


Основные показатели национального проекта к 2030 году

• Доля лиц, живущих 5 и более лет с момента установления диагноза злокачественного новообразования – 67%

• Увеличение числа лиц с болезнями системы кровообращения, проживших предыдущий год без острых сердечно-сосудистых событий – 10%

• Доля больных с сахарным диабетом 1 и 2 типов, находящихся под диспансерным наблюдением в созданных и оснащённых в ходе федерального проекта региональных медицинских подразделениях от числа лиц, подлежащих такому наблюдению – 85%

• Доля лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении на участке врача-терапевта, получивших в отчётном периоде медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, от всех пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении на участке врача – терапевта – 70%

• Доля лиц, принятых с целью оказания первичной медико-санитарной помощи одним передвижным подразделением в год, от расчётной пропускной способности одного передвижного подразделения – 100%

• Доля пациентов, состоящих под проактивным наблюдением за состоянием здоровья и использующих оборудование с дистанционной передачей данных – 20%

• Удовлетворенность населения медицинской помощью по результатам оценки общественного мнения – 55,2%

• Доля населения, которой доступна первичная медико-санитарная помощь в модернизированных медицинских подразделениях – 100%

• Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни – 13,6%

• Ожидаемая продолжительность здоровой жизни – 68 лет

• Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 78 лет

• Ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения – 76,9 лет

• Охват скринингом на наличие антител к вирусному гепатиту С лиц из групп повышенного риска – 7,52%

• Обеспеченность населения врачами, работающими в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на 10 тысяч населения – 43,46 человек

• Увеличение доли пациентов, поступивших на койку суточного пребывания приёмных отделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара, от общего числа пациентов, поступивших в круглосуточный стационар – 1,24%

• Снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности по заболеванию работающих граждан – 85%

• Доля пациентов, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в модернизированных федеральных медицинских, научных и образовательных (при наличии клиник) организациях, от общего количества пациентов, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных медицинских, научных и образовательных (при наличии клиник) организациях – 57%

• Дифференциация ожидаемой продолжительности жизни при рождении между городским и сельским населением – 1,48 лет

• Увеличено число лиц, получивших медицинскую помощь по медицинской реабилитации – 26,5%

• Доля пациентов с социально-значимыми хроническими неинфекционными заболеваниями, которым доступен проактивный мониторинг состояния здоровья с использованием цифровых сервисов – 100%

• Доля пациентов, излечившихся от хронического вирусного гепатита С, от обеспеченных лекарственными препаратами – 95%

Национальный проект «Инфраструктура для жизни»

Национальный проект «Инфраструктура для жизни»

Цель национального проекта:

   •   Обеспечение граждан инфраструктурой (жилищной, транспортной, социальной, коммунальной) нового качества.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Комфортная и безопасная среда для жизни


Федеральные проекты

   •   Развитие инфраструктуры в населённых пунктах

   •   Жильё

   •   Модернизация коммунальной инфраструктуры

   •   Формирование комфортной городской среды

   •   Безопасность дорожного движения

   •   Развитие общественного транспорта

   •   Развитие федеральной сети

   •   Региональная и местная дорожная сеть

   •   Общесистемные меры развития дорожного хозяйства

   •   Новый ритм строительства

   •   Ипотека

   •   Развитие железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Комплексное обновление населённых пунктов, включая реализацию проектов комплексного развития территорий, разработку и реализацию программ развития опорных населённых пунктов, разработку мастер-планов крупных и малых городов

   •   Развитие индивидуального жилищного строительства, обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков для развития жилищного строительства, в том числе ИЖС

   •   Совершенствование адресных льготных ипотечных программ и развитие альтернативных механизмов приобретения жилья

   •   Расселение непригодного для проживания жилищного фонда

   •   Реализация мероприятий по формированию современной городской среды, в том числе благоустройству общественных территорий, проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды

   •   Мероприятия по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения

   •   Улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации

   •   Модернизация коммунальной инфраструктуры

   •   Сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла

   •   Внедрение технологий искусственного интеллекта в строительной отрасли

   •   Подготовка и привлечение специалистов в строительную отрасль

   •   Организация мероприятий по безопасности дорожного движения

   •   Строительство новых и ремонт существующих дорог федерального, регионального и местного значений

   •   Развитие дорожного хозяйства

   •   Обновление общественного транспорта

   •   Развитие железнодорожной инфраструктуры ЦТУ


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30%

   •   Обновление жилищного фонда не менее чем на 20% по сравнению с показателем 2019 года

   •   Обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека

   •   Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда

   •   Благоустройство не менее чем 30 тыс. общественных территорий, реализация не менее чем 1600 проектов победителей Всероссийского конкурса создания комфортной городской среды

   •   Сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла до 1000 дней

   •   Реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества коммунальных услуг для 20 миллионов человек

   •   Строительство и реконструкция (модернизация) не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки

   •   Обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в строительстве и ЖКХ

   •   Подключение к природному газу не менее 1,6 млн домов

   •   Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог федерального значения до 85%

   •   Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения до 60%

   •   Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог крупнейших городских агломераций до 85%

   •   Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог, входящих в опорную сеть, до 85%

   •   Снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза (1,58 чел. на 10 тыс. транспортных средств)

   •   Увеличение доли парка общественного транспорта не старше нормативного срока эксплуатации не менее чем до 85%

Национальный проект «Экологическое благополучие»

Национальный проект «Экологическое благополучие»

Цель национального проекта:

   •   Сохранение и восстановление окружающей среды в целях улучшения экологического благополучия, в том числе в рамках мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, применении вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в отраслях экономики, совершенствование системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, снижению выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оздоровлению водных объектов, снижению объёма неочищенных сточных вод, сохранению лесов, сохранению и восстановлению редких видов животных, развитию системы особо охраняемых природных территорий и экологическому просвещению.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Экологическое благополучие


Федеральные проекты

   •   Генеральная уборка

   •   Экономика замкнутого цикла

   •   Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма

   •   Чистый воздух

   •   Вода России

   •   Сохранение лесов


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Реализованы отраслевые программы применения вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в сферах строительства и ЖКХ, сельского хозяйства и промышленности

   •   В городах-участниках федерального проекта сокращён совокупный объём выбросов, в том числе опасных загрязняющих веществ, в атмосферный воздух за счёт реализации мероприятий, предусмотренных комплексными планами

   •   Созданы мощности по утилизации вторичных ресурсов и производству продукции из вторичного сырья

   •   Проведены мероприятия по улучшению экологического состояния гидрографической сети

   •   Проведены мероприятия по сохранению и восстановлению отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира

   •   Создана инфраструктура по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе на Байкальской природной территории

   •   Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде, в том числе расположенные на территории промышленной площадки в г. Усолье-Сибирское, на полигоне промышленных отходов «Красный Бор» и образовавшихся в результате деятельности ОАО «БЦБК»

   •   Реконструированы (модернизированы) и построены очистные сооружения для очистки загрязнённых сточных вод, в том числе поступающих в озеро Байкал

   •   Проведены мероприятия по увеличению площади лесовосстановления на лесных участках, не переданных в аренду, в том числе вокруг городов и промышленных центров

   •   Создана и обустроена туристическая инфраструктура на особо охраняемых природных территориях федерального значения


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Снижение объёма неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты – 9 215,1 млн куб. м (на 15%)

   •   Снижение совокупного объёма выбросов опасных загрязняющих веществ в 29 городах-участниках федерального проекта – 80% (на 20%)

   •   Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики – 25%

   •   Количество ликвидированных опасных для населения и окружающей среды объектов накопленного вреда окружающей среде – 50 шт.

   •   Количество посетителей особо охраняемых природных территорий федерального значения – 20,6 миллиона человек

   •   Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений – 112%

   •   Снижение негативного воздействия на Центральную экологическую зону Байкальской природной территории – 54,7% (на 41,6%)

Национальный проект «Туризм и гостеприимство»

Национальный проект «Туризм и гостеприимство»

Цель национального проекта:

   •   Повышение роли туристической отрасли в экономике страны и увеличение числа туристических поездок до 140 млн к 2030 году.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Устойчивая и динамичная экономика


Федеральные проекты

   •   Создание номерного фонда

   •   Морские курорты

   •   Туристическая привлекательность страны

   •   Кадры

   •   Промышленное обеспечение туризма


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Льготное кредитование строительства крупных гостиниц от 120 номеров и точек притяжения туристов (горнолыжных курортов, аквапарков, круглогодичных парков развлечений) – 59 тыс. новых номеров и рост числа посещений созданной инфраструктуры для отдыха и развлечений до 23 миллионов человек в год

   •   Создание круглогодичных морских курортов – 11 проектов в 9 субъектах Российской Федерации – более 72 тыс. новых номеров и 80 тыс. рабочих мест

   •   Строительство модульных некапитальных средств размещения – 10 тыс. новых номеров

   •   Единая субсидия субъектам Российской Федерации – проведение событийных мероприятий, благоустройство исторических центров городов, обустройство пляжей и туристических маршрутов, создание некапитальной причальной инфраструктуры обеспечит прирост туристических поездок на 7,4 млн

   •   Развитие и обеспечение функционирования информационных систем, направленных на реализацию государственных услуг и функций в сфере туризма, создание Единой цифровой платформы, включая 18 цифровых сервисов, предусматривающей в том числе идентификацию не менее 35 тыс. участников рынка туристических услуг

   •   Организация системы формирования обратной связи со всеми участниками туристической отрасли. Индекс удовлетворённости граждан в сфере туризма и гостеприимства достигнет 80%

   •   Обучение 89 региональных команд по программам формирования регионального продукта для внутреннего туризма по программам дополнительного профессионального образования

   •   Обучение 96 региональных команд по формированию и продвижению международного туристического продукта на зарубежные рынки

   •   Проекты по повышению производительности труда в 57 организациях в сфере туризма по направлению «Бережливое производство»

   •   Разработка учебно-методических комплексов и проведение обучения кадров для индустрии туризма и гостеприимства до 53 тыс. слушателей

   •   Создан механизм стимулирования спроса на отечественную продукцию для туристической отрасли для реализации 11,8 тыс. отечественной продукции для туристической отрасли, в их числе оборудование для горнолыжных курортов, канатных дорог, а также оборудование для парков развлечений и отечественные туристические автобусы


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Доля туристской отрасли в валовом внутреннем продукте – 5 %

   •   Количество туристических поездок по территории Российской Федерации – 140 млн

   •   Объем экспорта туристских услуг – $10,75 млрд

Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»

Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»

Цель национального проекта:

   •   Обеспечение устойчивого экономического развития, основанного на конкуренции, предпринимательстве, в том числе высокотехнологичном, и частной инициативе.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Устойчивая и динамичная экономика


Федеральные проекты:

   •   Производительность труда

   •   Повышение инвестиционной активности

   •   Развитие конкуренции

   •   Низкоуглеродное развитие

   •   Развитие финансового рынка

   •   Технологии

   •   Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Увеличен объём внебюджетных инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям индустриальных (промышленных) парков, агропромышленных парков, бизнес-парков, технопарков, промышленных технопарков

   •   Обеспечена реализация инновационных проектов с целью стимулирования создания малых технологических компаний, вовлечения достижений науки и техники в производство, создания рабочих мест и развития инновационной инфраструктуры

   •   Субъектами малого и среднего предпринимательства обеспечено привлечение финансирования за счёт поручительств (независимых гарантий) фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств)

   •   Обеспечено формирование системы гарантирования прав по договорам страхования жизни

   •   Обеспечено финансирование проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации (общая стоимость проектов)

   •   Вовлечены предприятия базовых несырьевых отраслей экономики для реализации проектов по повышению производительности труда

   •   В субъектах Российской Федерации при организационно-методической поддержке Федерального центра компетенций созданы региональные центры компетенций по повышению производительности труда

   •   Через отраслевые центры компетенций, созданные в том числе в организациях социальной сферы, внедрены лучшие практики организации процессов (коробочные решения), основанные на технологиях бережливого производства

   •   Обеспечено развитие реестра выбросов парниковых газов, выполнена интеграция с иными государственными и ведомственными информационными системами, в том числе с реестром углеродных единиц, национальным кадастром парниковых газов


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Прирост производительности труда в экономике Российской Федерации по отношению к 2023 году – 20,7%

   •   Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлечённых в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда, нарастающим итогом – 40%

   •   Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлечённых в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда, нарастающим итогом – 100%

   •   Реальный прирост дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства – 28,1%

   •   Прирост объёма инвестиций в основной капитал – 60%

   •   Создана национальная система мониторинга климатически активных веществ – 1 шт.

   •   Утверждены и реализованы программы адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративных уровнях – 106 шт.

   •   Объём выручки малых технологических компаний – 1950,48 млрд рублей

   •   Объём капитализации фондового рынка относительно ВВП – 66%

   •   Доля долгосрочных сбережений граждан в общем объёме их сбережений – 40%

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»

Цель национального проекта:

   •   Прирост объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров и продукции агропромышленного комплекса, а также создание зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Обеспечение к 2030 году прироста объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 2/3 по сравнению с показателем 2023 года

   •   Увеличение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года

   •   Формирование сети устойчивых партнёрств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков


Федеральные проекты

   •   Промышленный экспорт

   •   Создание зарубежной инфраструктуры

   •   Системные меры развития международной кооперации и экспорта

   •   Экспорт продукции агропромышленного комплекса


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Обеспечено послепродажное обслуживание поставленной на экспорт высокотехнологической продукции (реализуется с 2027 года)

   •   Увеличен объём поставок российской промышленной продукции за счёт компенсации части затрат на НИОКР и (или) омологацию существующей промышленной продукции для внешних рынков

   •   Достигнут плановый объём экспорта высокотехнологичной продукции в рамках реализации экспортных проектов (сделок) с использованием льготного кредитования АО РОСЭКСИМБАНК, ВЭБ.РФ

   •   Увеличен объём поставок промышленной продукции на внешние рынки за счёт компенсации экспортёрам части планируемых затрат на её транспортировку

   •   Увеличено количество сертификатов соответствия российской промышленной продукции требованиям внешних рынков за счёт компенсации части соответствующих затрат (реализуется с 2027 года)

   •   Созданы транспортно-логистические центры и российские промышленные зоны в опорных странах

   •   Перевезена отечественная продукция несырьевого неэнергетического экспорта за счёт предоставления льготного тарифа логистическим операторам в рамках создания новых международных транспортно-логистических маршрутов

   •   Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (Региональный экспортный стандарт 2.0) внедрён в субъектах Российской Федерации

   •   Созданы сервисы цифровой экосистемы «Одно окно» экспортёра на базе цифровой платформы АО «Российский экспортный центр»

   •   Достигнут плановый объём экспорта продукции за счёт возмещения организациям части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях (реализуется с 2027 года)

   •   Организациями получена информационно-консультационная поддержка АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности»

   •   Увеличен объём экспорта за счёт реализации программы продвижения российской продукции под национальным брендом «Сделано в России» на рынках дружественных стран

   •   Увеличен объём поставок российской промышленной продукции на внешние рынки за счёт льготного кредитования организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности

   •   АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» реализованы образовательные программы, направленные на формирование компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности, с участием молодёжи и студентов

   •   Осуществлена перевозка продукции с использованием компенсации части затрат на транспортировку продукции АПК

   •   Выданы льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты в целях наращивания объёмов производства экспортной продукции АПК

   •   Оформлены сертификаты на экспортируемую продукцию АПК в рамках деятельности Россельхознадзора по обеспечению её доступа на зарубежные рынки


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Объём экспорта несырьевых неэнергетических товаров (в номинальных ценах) – $248,1 млрд

   •   Объём экспорта товаров отраслей промышленности (в номинальных ценах) – $192,9 млрд

   •   Объём экспорта несырьевых неэнергетических товаров в дружественные страны (в номинальных ценах) – $206,1 млрд

   •   Прирост объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров к показателю 2023 года – 67 % Объём внешнеторговых сделок с использованием инструментов Группы РЭЦ – $23,3 млрд

   •   Объём экспорта продукции агропромышленного комплекса (в номинальных ценах) – $55,2 млрд

   •   Охват опорных стран российской инфраструктурой для ведения внешнеэкономической деятельности и обеспечения производственной и кооперационной связанности – 23,08 %

Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»

Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»

Цель национального проекта:

• Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы за счёт обеспечения кибербезопасности, бесперебойного доступа к Интернету, подготовки квалифицированных кадров для ИТ-отрасли, цифрового госуправления, развития отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта.


Направлен на достижение национальной цели развития:

• Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы


Федеральные проекты

• Инфраструктура доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет

• Цифровые платформы в отраслях социальной сферы

• Цифровое государственное управление

• Отечественные решения

• Прикладные исследования и перспективные разработки

• Инфраструктура кибербезопасности

• Кадры для цифровой трансформации

• Государственная статистика

• Искусственный интеллект


Ключевые мероприятия нацпроекта

• Модернизированная платформа по предоставлению статистических данных ГИС ЦАП

• Создана низкоорбитальная спутниковая группировка обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет

• 6 отраслевых платформ в социальной сфере

• В государственных и муниципальных образовательных организациях сформирована ИТ-инфраструктура для обеспечения в помещениях безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к информационно-телекоммуникационной сети Интернет

• Исследования в сфере ИИ для обеспечения развития прорывных технологий

• 500 наборов данных для использования в различных сферах и отраслях

• 10,2 тысячи выпускников, обученных по программам высшего образования для топ-специалистов в сфере ИИ

• Развитие информационных систем инфраструктуры электронного Правительства (обратная связь, витрины данных ФОИВ и РОИВ и т. д.)

• 100 массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в проактивном режиме или в момент обращения

• Базовые станции мобильной связи 4G/5G с открытой архитектурой OpenRAN операторского класса отечественного производства

• Прототипы квантовых процессоров со скоростью вычисления до 300 кубитов

• Квантовые коммуникации до 15 тыс. км

• Технологическое обеспечение внедрения перспективных технологий (6G) в сфере телекоммуникаций

• Единая платформа онлайн обмена данными по противодействию мошенническим действиям в отношении граждан

• Информационная система противодействия утечкам персональных данных путём выявления и блокировки фишинговых сайтов

• Ежегодный аудит безопасности 43 ключевых ГИС

• Модернизированная автоматизированная система обеспечения безопасности трафика российского сегмента сети Интернет (АСБИ)

• 450 тысяч обученных школьников и студентов колледжей по ИТ и ИИ на цифровых образовательных платформах

• 400 тысяч студентов колледжей и старшеклассников, обученных современным языкам программирования, технологиям ИИ и робототехнике

• 250 тысяч студентов, прошедших практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего образования на ИТ-программах с участием аккредитованных ИТ-компаний

• 3,5 тысячи выпускников, обученных по образовательным программам высшего образования для топ-специалистов в сфере информационных технологий


Основные показатели национального проекта к 2030 году

• Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет – 97%

• Доля российских организаций ключевых отраслей экономики, перешедших на использование базового и прикладного российского ПО в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы – 80%

• Доля российского ПО, используемого в деятельности государственных органов, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50%, а также в их аффилированных юридических лицах – 95%

• Доля предотвращённых попыток мошеннических действий, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (по отношению к 2024 году) – 150%

• Доля трафика российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ежегодно обрабатываемого автоматизированной системой обеспечения безопасности (АСБИ), с учётом его ежегодного роста – 98%

• Доля государственных услуг и сервисов, по которым средняя оценка удовлетворённости качеством работы госслужащих и работников организаций социальной сферы по их оказанию в электронном виде с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ выше 4,5 – 75%

• Достижение «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления и ключевых отраслей социальной сферы, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учётом ускоренного внедрения технологий обработки больших объёмов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта – 46,7%

• Доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме – 99%

• Доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, подключённых к единой цифровой платформе подбора, развития и ротации кадров – 60%

• Количество массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, доступных с использованием единого портала госуслуг, процесс оказания которых обеспечен ведомствами в проактивном режиме либо в момент обращения заявителя – 100 ед.

Национальный проект «Эффективная транспортная система»

Национальный проект «Эффективная транспортная система»

Цель национального проекта:

   •   Формирование эффективной транспортной системы, удовлетворяющей спрос населения и экономики Российской Федерации, за счёт развития магистральной инфраструктуры Единой опорной транспортной сети.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Устойчивая и динамичная экономика, комфортная и безопасная среда для жизни


Федеральные проекты

   •   Высокоскоростные железнодорожные магистрали

   •   Большой СМП

   •   Развитие железных дорог

   •   Морские порты

   •   Внутренние водные пути

   •   Развитие аэродромов

   •   Развитие пунктов пропуска

   •   Цифровая трансформация транспорта

   •   Кадры транспортной отрасли


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом (время в пути между столицами сократится до 2 часов 15 минут)

   •   14 аварийно-спасательных судов, 4 атомных ледокола, 4 ледокола на органическом топливе, 1 многофункциональное судно атомно-технического обслуживания в акватории Севморпути

   •   150 млн тонн прироста провозной способности железных дорог в Восточном, Азово-Черноморском и Северо-Западном направлениях, а также на МТК «Север-Юг»*

   •   225 млн тонн прироста мощности морских портов в Восточном, Азово-Черноморском и Северо-Западном направлениях, а также на МТК «Север-Юг»

   •   Не менее 75 модернизированных аэродромных комплексов

   •   27 построенных и реконструированных приоритетных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

   •   Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа

* Параметры указаны индикативно и могут быть уточнены по итогам рассмотрения инвестиционной программы ОАО «РЖД» на совещаниях в Правительстве  и заседаниях совета директоров ОАО «РЖД» на соответствующий период.


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Авиационная подвижность населения Российской Федерации – 1,08 ед.

   •   Рост мощности инфраструктуры Единой опорной транспортной сети – 182%

   •   Объём перевозок грузов в акватории Северного морского пути – 109,1 млн тонн

Национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья»

Национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья»

Цель национального проекта:

   •   Комплекс мер, направленных на повышение эффективности и результативности медицинских исследований и разработок и создания условий для внедрения их результатов, включая превентивную медицину и технологии долголетия, а также обеспечение технологического суверенитета в области производства (изготовления) лекарственных препаратов, биомедицинских клеточных продуктов, продуктов тканевой инженерии и медицинских изделий.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Технологическое лидерство – достижение к 2030 году высокого уровня технологического суверенитета в области медицинских технологий, производства лекарственных препаратов и медицинских изделий.


Федеральные проекты

   •   Управление медицинской наукой

   •   Технологии медицинских разработок

   •   Биомедицинские и когнитивные технологии будущего

   •   Регенеративная биомедицина, технологии превентивной медицины, обеспечение активного и здорового долголетия

   •   Развитие производства наиболее востребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Внедрены в практику для оказания медицинской помощи медицинские изделия, разработанные в рамках федерального проекта

   •   Проведена разработка и клинические испытания новых медицинских изделий в целях их регистрации

   •   Оснащены (переоснащены) клинические базы для отработки новых медицинских технологий, клинических исследований лекарственных препаратов и клинических испытаний медицинских изделий

   •   Отобраны и внедрены в клиническую практику клеточные продукты, продукты тканевой инженерии, методы и технологии регенеративной медицины

   •   Обеспечено сырьём и комплектующими российское производство медицинских изделий и лекарственных препаратов

   •   Организовано производство медицинских изделий и лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на территории Российской Федерации


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Доля медицинских изделий российского производства в общем объёме рынка – 40%

   •   Темп прироста валовой добавленной стоимости отрасли здравоохранения – 70%

   •   Доля радиофармацевтических лекарственных препаратов, производство которых осуществляется в Российской Федерации – 95%

   •   Доля лекарственных средств по перечню стратегически значимых лекарственных средств для медицинского применения, производство которых осуществляется в Российской Федерации по полному циклу, включая синтез фармацевтической субстанции – 80%

   •   Достигнутый уровень технологической независимости – 80%

   •   Доля всех исследований, осуществляемых в рамках национального проекта, закончившихся успешной разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов, медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов (БМКП), продуктов тканевой инженерии и медицинских технологий – 50%

   •   Уровень прироста объёма средств, полученных в результате коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданных государственными учреждениями в интересах здравоохранения, относительно уровня базового значения (уровень 2023 года) – 30%

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»

Цель национального проекта:

   •   Обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как беспилотные авиационные системы.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Технологическое лидерство


Федеральные проекты

   •   Инфраструктура, безопасность и сертификация

   •   Перспективные технологии для БАС

   •   Кадры для БАС

   •   Стимулирование спроса на отечественные БАС

   •   Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Сформирована специализированная система сертификации беспилотных авиационных систем

   •   Организовано серийное производство беспилотных авиационных систем

   •   Создана инфраструктура, необходимая для эксплуатации беспилотных авиационных систем

   •   Проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по 9 технологическим направлениям

   •   Обеспечен приток высококвалифицированных кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем

   •   Сформирована комплексная система стимулирования использования отечественных беспилотных авиационных систем и услуг, оказываемых с применением беспилотных авиационных систем


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Доля отечественных БАС в общем объёме российского рынка БАС, в т. ч. самолёты, вертолёты, мультироторы – 70,3%

   •   Объём российского рынка БАС без учёта образовательных БАС, в т. ч. самолёты, вертолёты, мультироторы (с учётом потребности в рамках услуг) в 2030 году – 46 230 ед.

   •   Количество субъектов Российской Федерации, оснащённых инфраструктурой НПЦ в соответствии с методологической поддержкой АНО «Федеральный центр БАС» – 48 ед.

   •   Достигнутый уровень технологической независимости в отрасли БАС – 81,1%

   •   Количество сертифицированных БАС – 26 ед.

   •   Количество дополнительных профессиональных программ в сфере БАС, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров БАС (нарастающим итогом) – 250 ед.

   •   Доля специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, находящихся в цифровом реестре кадров БАС, трудоустроенных в организациях в сфере – 75%

   •   Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов – 2 ч.

   •   Количество новых российских решений для обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство – 5 ед.

Национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии»

Национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии»

Цель национального проекта:

   •   Обеспечение мирового лидерства в атомных технологиях, технологический суверенитет в новых энергетических технологиях.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Технологическое лидерство


Федеральные проекты:

   •   Новая атомная энергетика

   •   Экспериментально-стендовая база для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики

   •   Технологии термоядерной энергетики

   •   Специальные материалы и технологии атомной энергетики

   •   Серийная референтность атомных электростанций большой и малой мощности

   •   Новые технологии и производства литий-ионных и постлитиевых систем накопления электроэнергии

   •   Новое оборудование и технологии в электроэнергетике

   •   Новое оборудование и технологии в солнечной и ветрогенерации

   •   Новое оборудование и технологии для сжижения природного газа

   •   Новое оборудование и технологии в нефтегазовой отрасли


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Разработка технологий замкнутого ядерного топливного цикла и энергоблоков большой и средней мощности:
•  ввод опытно-демонстрационного энергоблока с реакторной установкой (РУ) БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем электрической мощностью 300 МВт (к 2028 году)
•  разработка модуля переработки отработавшего ядерного топлива реакторов на быстрых нейтронах с производительностью 10 тонн/г (к 2030 году)

   •   Разработка технологий атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки ШЕЛЬФ-М (к 2026 году)

   •   Строительство исследовательской ядерной установки на базе универсального многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР с самой высокой в мире плотностью потока нейтронов и уникальными характеристиками реактора для обоснования топлива и материалов (к 2028 году)

   •   Техническое перевооружение комплексов дополнительного нагрева плазмы и инженерных систем установки токамак Т-15 (Т-15МД), завершение реконструкции комплекса ТСП (этап 1) и испытательных стендов для электрореактивных двигателей и мощного источника нейтронов (этапы 1 и 2) (к 2027 году)

   •   Разработка перспективных материалов для атомной промышленности по результатам НИОКР

   •   Строительство новых блоков АЭС большой и малой мощности (ввод 1 и 2 энергоблоков Курской АЭС-2 к 2030 году, ввод 3 и 4 энергоблока Ленинградской АЭС-2 к 2032 году)

   •   Создание Всероссийского испытательного центра для проведения комплексных исследований и испытаний для высоковольтного электротехнического оборудования классов напряжений до 750 кВ (к 2030 году)

   •   Создание критически важных отечественных оборудования и технологий для топливно-энергетического комплекса


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Количество стран глобального присутствия России на международном рынке атомных и смежных технологий – 75 ед.

   •   Уровень технологической независимости в области создания новых атомных технологий – 67%

   •   Уровень технологической независимости в ТЭК – 90%

   •   Доля отечественного оборудования в ТЭК – 90%

   •   Объём производства отечественного оборудования в ТЭК – 2 719 млрд рублей

Национальный проект «Новые материалы и химия»

Национальный проект «Новые материалы и химия»

Цель нацпроекта:

   •   Достижение технологической независимости, создание условий для формирования новых рынков и технологического лидерства в отраслях производства: химической и биотехнологической продукции, новых и перспективных материалов, редких и редкоземельных металлов.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Технологическое лидерство 


Федеральные проекты

   •   Развитие производства химической продукции

   •   Импортозамещение критической биотехнологической продукции

   •   Развитие производства композитных материалов (композитов) и изделий из них

   •   Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов

   •   Разработка важнейших наукоёмких технологий по направлению новых материалов и химии

   •   Опережающая подготовка и переподготовка квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Реализованы 138 проектов по созданию приоритетной химической продукции

   •   Реализованы 35 проектов по созданию приоритетной биотехнологической продукции

   •   Достигнут стоимостной объём реализации импортозависимой товарной продукции редких и редкоземельных металлов с компенсацией производителю скидки потребителям

   •   Созданы и оснащены площадки для опытно-промышленного производства и масштабирования технологий с обеспечением технологическим оборудованием для выпуска продукции в области новых материалов и химии

   •   Проведено обучение граждан по разработанным или актуализированным дополнительным профессиональным программам в интересах обеспечения производственной деятельности организаций сферы новых материалов и химии


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Достигнутый уровень технологической независимости по новым материалам и химии – 100%

   •   Доля импорта химической продукции в объёме потребления – 30%

   •   Доля импорта в потреблении критической биотехнологической продукции – 57,5%

   •   Объём выпуска новых композиционных материалов и продукции – 25 939,78 млн рублей

   •   Доля импорта по сырью и материалам из редких и редкоземельных металлов в объёме потребления – 48%

   •   Сокращение дефицита кадров за счёт мероприятий федерального проекта базового года – 90%

Национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»

Национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»

Цель нацпроекта:

   •   Кратный рост объёмов производства основной гражданской авиатехники, судов и морской техники, электромобилей и соответствующих долей отечественной продукции в потреблении.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Обеспечение технологической независимости в области производства продукции, обеспечивающей транспортную мобильность


Федеральные проекты

   •   Производство самолётов и вертолётов

   •   Производство судов и судового оборудования

   •   Производство инновационного транспорта

   •   Разработка технологий и кадровое обеспечение


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Обеспечение технологического суверенитета авиационной промышленности на базе разработанных новых технических решений

   •   Создание условий для достижения целевых объёмов постройки судов водного транспорта

   •   Обеспечение производства электромобилей, в том числе последовательных гибридов, а также производства высокоскоростного ж/д подвижного состава

   •   Обеспечение разработки и внедрения отечественных технологий, а также притока высококвалифицированных кадров в авиа-, судостроительную и инновационную транспортную отрасли


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Уровень технологического суверенитета в авиастроении – 50%

   •   Уровень технологического суверенитета судостроительной отрасли – 45%

   •   Уровень технологического суверенитета высокоскоростного ж/д подвижного состава – 81%

   •   Уровень технологического суверенитета универсальных модульных платформ – 80 %

Национальный проект «Средства производства и автоматизации»

Национальный проект «Средства производства и автоматизации»

Цель нацпроекта:

   •   Обеспечение технологической независимости в области производства высокотехнологичных станков и повышение уровня промышленной роботизации.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Технологическое лидерство


Федеральные проекты

   •   Развитие производства станкоинструментальной промышленности

   •   Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства

   •   Развитие производства литейного и термического оборудования

   •   Наука и кадры для производства средств производства и автоматизации


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Освоено производство новых видов высокотехнологичных станков и комплектующи

   •   Созданы условия для внедрения новых технологий и притока кадров в сферы производства станков и роботизации

   •   Освоено производство новых видов литейного и термического оборудования

   •   Реализованы проекты по производству промышленной робототехники


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Обеспечение технологической независимости Российской Федерации в производстве средств производства – 95%

   •   Прирост объёма производства станкоинструментальной продукции для нужд различных отраслей промышленности Российской Федерации по отношению к 2022 году – 103%

   •   Позиция Российской Федерации в рейтинге по показателю плотности роботизации – 25 место

   •   Плотность роботизации – 145 ед. на 10 тысяч человек

   •   Доля выпускников, трудоустроившихся в организации сферы производства средств производства и автоматизации по результатам прохождения обучения по разработанным или актуализированным основным образовательным программам высшего образования в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации – 90%

   •   Уровень профессионально-квалификационной обеспеченности организаций сферы производства средств производства и автоматизации – 90%

Национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»

Национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»

Цель нацпроекта:

   •   Повышение технологической обеспеченности продовольственной безопасности для создания условий устойчивого роста производства.


Направлен на достижение национальной цели развития:

   •   Технологическое лидерство


Федеральные проекты

   •   Ветеринарные препараты

   •   Производство критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств

   •   Научные разработки в селекции и генетике

   •   Кадры в АПК

   •   Техническая и технологическая независимость сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности


Ключевые мероприятия нацпроекта

   •   Созданы и (или) модернизированы объекты по производству критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств

   •   Созданы и модернизированы объекты инфраструктуры производителей лекарственных средств для ветеринарного применения

   •   Построено (приобретено) жильё для предоставления специалистам, вовлечённым в реализацию ключевых проектов в сфере агропромышленного комплекса, по договору найма жилого помещения

   •   Привлечены специалисты в реализацию ключевых проектов в сфере агропромышленного комплекса за счёт предоставления выплат стимулирующего характера

   •   Модернизированы объекты в целях привлечения квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на предприятия агропромышленного комплекса

   •   Заказчиками реализованы комплексные научно-технические проекты, направленные на достижение показателей подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, с последующим возмещением части затрат

   •   Созданы агропромышленные технопарки (агробиотехнопарки)

   •   Обеспечена техническая и технологическая независимость сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности

   •   Созданы условия для развития производств новых видов техники и оборудования, освоения перспективных технологий


Основные показатели национального проекта к 2030 году

   •   Индекс производства продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года – 125%

   •   Индекс продуктивности сельскохозяйственных животных в среднем за 5 лет – 140 ед.

   •   Индекс урожайности сельскохозяйственных культур в среднем за 5 лет – 29 ед.

   •   Достигнутый уровень технологической независимости в сфере продовольственной безопасности – 66,7%

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕСЯТИЛЕТИИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий.
Его основные цели – привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки.
Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.
Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте наука.рф
Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».

В рамках реализации национального проекта “Наука и университеты” в Уфимском федеральном исследовательском центре Российской академии наук созданы новые лаборатории, в том числе под руководством молодых перспективных исследователей:

Вопросы и ответы

Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.

Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.

На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных.

Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.

Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.

Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.

В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.

«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.