
Башкирский язык и его диалекты и говоры

В Башкирии оцифровывают старинные песни

Ученые ИИЯЛ презентовали свои научные труды
Национальные проекты России представляют собой масштабные государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей.
С 2025 стартует реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года, включая:
• «Семья»
• «Кадры»
• «Молодежь и дети»
• «Продолжительная и активная жизнь»
• «Новые технологии сбережения здоровья»
• «Экологическое благополучие»
• «Инфраструктура для жизни»
• «Международная кооперация и экспорт»
• «Эффективная транспортная система»
• «Туризм и гостеприимство»
• «Транспортная мобильность»
• «Экономика данных и цифровая трансформация государства»
• «Эффективная и конкурентная экономика»
• «Средства производства и автоматизации»
• «Беспилотные авиационные системы»
• «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»
• «Новые материалы и химия»
• «Новые энергетические технологии (в том числе атомные)»
• «Перспективные космические технологии и сервисы».
Особое внимание в рамках национальных проектов уделяется развитию научной и образовательной сферы. Национальный проект «Наука», действовавший с 2018 года, трансформировался в национальный проект «Наука и университеты», сохранив свою ключевую направленность на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие высшего образования. С 2025 года большая часть мер перешла в национальный проект «Молодежь и дети».
Государство уделяет этому особое внимание, предоставляя молодым людям широкий спектр высококачественных образовательных программ, стипендий, грантов и других возможностей для самореализации.

Национальные проекты
Общие вопросы реализации национальных проектов
Национальный проект «Молодёжь и дети»
Цель национального проекта:
• Становление и развитие поколения российских граждан, патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности
• Комфортная и безопасная среда для жизни
• Устойчивая и динамичная экономика
Федеральные проекты
• Россия – страна возможностей
• Мы вместе
• Россия в мире
• Всё лучшее детям
• Ведущие школы
• Педагоги и наставники
• Создание сети современных кампусов
• Университеты для поколения лидеров
• Профессионалитет
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Реализованы 6942 мероприятия, направленные на воспитание подрастающего поколения формирования личности в рамках самого масштабного детского движения страны – Движение первых
• Участие в программе «Больше, чем путешествие» к 2030 году примут 390 тысяч человек
• Привлечение 20 тысяч человек в проведение Всемирного фестиваля молодёжи
• Создан единый цифровой профиль иностранного студента на базе суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»
• Преподавание русского языка и предметов на русском языке за рубежом
• Во всех округах Российской Федерации сформирована сеть из 12 передовых школ
• Построены 150 школ
• Созданы образовательно-производственные центры (кластеры) и образовательные кластеры среднего профессионального образования
• Создание сети кампусов мирового уровня в вузах
• Реализация самой масштабной в государственной программы поддержки университетов программа «Приоритет-2030»
• Усилена подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, для чего будут созданы передовые инженерные школы
• Осуществлены единовременные компенсационные выплаты учителям в рамках реализации программы «Земский учитель» для 7,5 тысячи человек
• Ежегодно обеспечено более 800 тыс. выплат денежного вознаграждения за классное руководство.
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Охват обучающихся системой мер по выявлению, поддержке и развитию их способностей и талантов, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности, и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию – 100%
• Доля молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание – 75,1%
• Доля молодых людей, вовлечённых в добровольческую и общественную деятельность – 45,8%
• Численность иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях – 500 тысяч человек
• Доля молодых людей, верящих в возможности самореализации в России – 85%
• Доля проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, в рамках которых обеспечено продвижение и защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей – 80%
• Индекс создания условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей – 95%
• Доля педагогических работников для всех уровней образования, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования на основе актуализированных профессиональных стандартов на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций – 10%
Национальный проект «Семья»
Цель национального проекта:
• Увеличение числа семей с детьми, в том числе многодетных, укрепление семейных ценностей.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи
• Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности
• Комфортная и безопасная среда для жизни
Федеральные проекты
• Поддержка семьи
• Многодетная семья
• Охрана материнства и детства
• Старшее поколение
• Семейные ценности и инфраструктура культуры
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Создание не менее 1000 комнат матери и ребенка и групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях высшего образования
• Предоставление маткапитала на улучшение жилищных условий, образование, пенсионные накопления и пр.
• Предоставление Единого пособия нуждающимся семьям
• Предоставление «Семейной ипотеки» (более 1,5 млн семей с детьми)
• Предоставление ежегодной семейной выплаты
• Адресное строительство не менее 100 детсадов в отдельных населённых пунктах с объективно выявленной потребностью инфраструктуры
• Оснащение образовательных пространств не менее 2,2 тыс. детсадов
• Реализация в 41 регионе региональных программ по повышению рождаемости
• Предоставление государственной социальной помощи на основании соцконтракта ежегодно не менее 220 тыс. семей (приоритетно – многодетным)
• Обеспечение многодетных семей региональными мерами поддержки, реализация региональных мер по повышению рождаемости в развитие Указа Президента № 63
• Предоставление выплаты на погашение ипотеки многодетным семьям с детьми в размере 450 тыс. рублей в целях улучшения жилищных условий
• Создание ежегодно порядка 1000 групп продленного дня для обучающихся 1–4 классов в образовательных организациях
• Создание 336 женских консультаций (субъектов Российской Федерации и ФМБА России)
• Оснащение медицинскими изделиями 133 перинатальных центров, родильных домов субъектов Российской Федерации и 9 перинатальных центров Минздрава России и ФМБА России
• Оснащение медицинскими изделиями 180 детских больниц
• Приобретение 526 мобильных медицинских комплексов для детских поликлиник в субъектах Российской Федерации и 10 – для детских поликлиник ФМБА России
• Проведение 485 тыс. циклов ЭКО
• Реализация региональных программ по охране материнства и детства во всех регионах
• Ремонт 43 объектов соцобслуживания
• Реализация региональных программ «Активное долголетие» во всех регионах
• Более 31 тыс. развивающих и образовательных мероприятий в центрах общения для граждан старшего поколения
• Строительство и модернизация не менее 1011 региональных и муниципальных детских школ искусств
• Модернизация не менее 450 учреждений культурно досугового типа в населённых пунктах с численностью до 500 тысяч человек, не менее 420 региональных и муниципальных библиотек, не менее 100 театров и 250 музеев, находящихся в региональной и муниципальной собственности
• Оснащение не менее 410 региональных и муниципальных театров в городах с численностью населения более 300 тысяч человек, 2,1 тыс. региональных и муниципальных музеев, 3,6 тыс. детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами. 2,4 тыс. кинозалов современным оборудованием в населённых пунктах до 500 тысяч человек, в которых обеспечен прокат национальных фильмов
• Создание 2,5 тыс. модельных библиотек, 310 памятных мест, связанных с военной историей России
• Реализация 1,3 тыс. творческих проектов НКО по укреплению российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России, 390 творческих проектов, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, 144 выставочных проекта федеральных и региональных музеев в субъектах Российской Федерации
• Проведено 479 культурно-просветительских программ для школьников
• Конкурс «Это у нас семейное» – 600 тысяч человек участников конкурса
• Не менее 280 млн билетов на посещение мероприятий с использованием «Пушкинской карты»
• Предоставление услуг долговременного ухода не менее 500 тысячам нуждающихся в таком уходе
• Ввод в эксплуатацию не менее 122 объектов для размещения граждан в стационарных организациях соцобслуживания в субъектах Российской Федерации (более 6,9 тыс. мест)
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Увеличение суммарного коэффициента рождаемости
• Снижение уровня бедности
• Суммарный коэффициент рождаемости третьих и последующих детей – 0,475 ед.
• Доля пожилых граждан и инвалидов, получающих долговременный уход, от общего числа нуждающихся в таком уходе граждан – 30,3%
• Уровень удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества – 63%
• Количество созданных центров воспроизведения аудиовизуального контента в малых населенных пунктах с численностью населения до 50 тысяч человек, оснащённых необходимым оборудованием и подключённых к единой цифровой платформе с библиотекой современных продуктов российской киноиндустрии – 900 ед.
Национальный проект «Кадры»
Цель национального проекта:
• Удовлетворение потребности экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи
• Устойчивая и динамичная экономика
Федеральные проекты
• Управление рынком труда
• Образование для рынка труда
• Активные меры содействия занятости
• Человек труда
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Формирование и ежегодная актуализация прогноза потребности отраслей экономики в кадрах на пятилетний период
• Для анализа кадровой потребности в профессионально-квалификационном разрезе ежегодно будет проводиться всероссийский опрос работодателей и экспертов (с 2026 года на базе ЕЦП «Работа в России»)
• Модернизация более 1,5 тыс. центров занятости населения
• Ежегодное повышение МРОТ для достижения в 2030 году целевого значения, установленного Указом № 309 (подпункт «м» пункта 2)
• Ежегодное формирование рейтинга образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования по уровню трудоустройства и зарплатам выпускников
• Сформирована гибкая система профессиональных стандартов. Обновлен перечень видов профессиональной деятельности
• Усовершенствована система 238 центров карьеры на базе организаций высшего образования
• Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование более 120 тысяч работников организаций ОПК
• Независимая оценка квалификации 390 тысяч человек
• Разработаны методические рекомендации по организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования, а также молодых специалистов на конкретные предприятия (организации региона)
• Развитие двух научно-образовательных кластеров для обеспечения кадровой потребности высокотехнологичных производств Росатома, в моногородах и ЗАТО
• Профессиональное обучение и дополнительное образование порядка 104 тысяч человек ежегодно из числа отдельных категорий граждан по востребованным профессиям
• Реализация Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства в целях увеличения доли молодежи, трудоустроенной у субъектов МСП
• Субсидирование оборудования не менее 33,5 тыс. рабочих мест для инвалидов, включая участников СВО
• Стимулирование работодателей к приёму на работу отдельных категорий граждан в целях трудоустройства порядка 29,7 тысячи человек
• Привлечение работодателями из другой местности/других территорий около 9,8 тысячи востребованных в регионе работников в рамках программы «Мобильность 2.0»
• Более 8 тысяч квалифицированных специалистов привлечены в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов для реализации крупных проектов в приоритетных отраслях экономики
• Проведены Всероссийская ярмарка трудоустройства, Фестиваль профессий в целях популяризации рабочих профессий, а также Конкурс практик молодежного трудоустройства
• Проведён Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» в целях популяризации рабочих профессий (с увеличением числа номинаций с 5 до 20)
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Темпы сокращения дефицита кадров за счёт увеличения занятости относительно значения базового года – 103,4%
Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь»
Цель национального проекта:
• Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи
Федеральные проекты
• Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации
• Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями
• Борьба с онкологическими заболеваниями
• Борьба с сахарным диабетом
• Борьба с гепатитом С и минимизация рисков распространения данного заболевания
• Совершенствование экстренной медицинской помощи
• Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация
• Национальная цифровая платформа «Здоровье»
• Развитие ФГУ и сети НМИЦ
• Здоровье для каждого
• Медицинские кадры
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Обеспечены дистанционным мониторингом состояния здоровья с использованием медицинских изделий с дистанционной передачей данных пациенты с болезнями системы кровообращения, сахарным диабетом и рядом иных заболеваний
• На основе своевременной и современной диагностики обеспечена профилактика прогрессирования ишемической болезни сердца и развития её осложнений у пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением
• В субъектах Российской Федерации организована маршрутизация пациентов с онкологическими заболеваниями на основании порядка оказания медицинской помощи с учётом клинических рекомендаций и обеспечения территориальной доступности медицинской помощи
• Оснащены региональные, межрайонные (районные) центры, оказывающие медицинскую помощь больным с нарушениями углеводного обмена и сахарным диабетом
• Дети с сахарным диабетом 1 типа в возрасте от 2-х до 17 лет включительно обеспечены системами непрерывного мониторинга глюкозы, в том числе российского производства
• Достигнут устойчивый вирусологический ответ у пациентов с хроническим вирусным гепатитом С, завершивших курс противовирусной терапии
• Создана современная инфраструктура приёмных отделений с использованием модульных конструкций для оказания экстренной медицинской помощи больным с жизнеугрожающими состояниями (новое строительство с использованием модульных конструкций)
• Организована защищённая сеть передачи данных для отрасли здравоохранения
• Обеспечено создание, внедрение и функционирование единой цифровой платформы, способствующей поддержанию и сохранению здоровья человека
• Проведено углублённое изучение и коррекция рационов питания населения в субъектах Российской Федерации с целью устранения дефицита макро- и микронутриентов с учётом региональных особенностей
• Расширена сеть национальных медицинских исследовательских центров для осуществления организационно-методической поддержки медицинских организаций субъектов Российской Федерации по профилям оказания медицинской помощи
• Организованы Центры здоровья для взрослых на базе отделений (кабинетов) медицинской профилактики в ЦРБ, РБ, в том числе в удалённых населённых пунктах
• Обеспечено направление врачей, в том числе «вахтовым методом», в медицинские организации субъектов Российской Федерации
• Обучено по программам среднего профессионального образования по договорам, предусматривающим обязательство по трудоустройству
• Проведена информационно-коммуникационная кампания, направленная на повышение приверженности граждан к ведению здорового образа жизни и коррекции факторов риска заболеваний
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Доля лиц, живущих 5 и более лет с момента установления диагноза злокачественного новообразования – 67%
• Увеличение числа лиц с болезнями системы кровообращения, проживших предыдущий год без острых сердечно-сосудистых событий – 10%
• Доля больных с сахарным диабетом 1 и 2 типов, находящихся под диспансерным наблюдением в созданных и оснащённых в ходе федерального проекта региональных медицинских подразделениях от числа лиц, подлежащих такому наблюдению – 85%
• Доля лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении на участке врача-терапевта, получивших в отчётном периоде медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, от всех пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении на участке врача – терапевта – 70%
• Доля лиц, принятых с целью оказания первичной медико-санитарной помощи одним передвижным подразделением в год, от расчётной пропускной способности одного передвижного подразделения – 100%
• Доля пациентов, состоящих под проактивным наблюдением за состоянием здоровья и использующих оборудование с дистанционной передачей данных – 20%
• Удовлетворенность населения медицинской помощью по результатам оценки общественного мнения – 55,2%
• Доля населения, которой доступна первичная медико-санитарная помощь в модернизированных медицинских подразделениях – 100%
• Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни – 13,6%
• Ожидаемая продолжительность здоровой жизни – 68 лет
• Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 78 лет
• Ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения – 76,9 лет
• Охват скринингом на наличие антител к вирусному гепатиту С лиц из групп повышенного риска – 7,52%
• Обеспеченность населения врачами, работающими в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на 10 тысяч населения – 43,46 человек
• Увеличение доли пациентов, поступивших на койку суточного пребывания приёмных отделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара, от общего числа пациентов, поступивших в круглосуточный стационар – 1,24%
• Снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности по заболеванию работающих граждан – 85%
• Доля пациентов, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в модернизированных федеральных медицинских, научных и образовательных (при наличии клиник) организациях, от общего количества пациентов, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных медицинских, научных и образовательных (при наличии клиник) организациях – 57%
• Дифференциация ожидаемой продолжительности жизни при рождении между городским и сельским населением – 1,48 лет
• Увеличено число лиц, получивших медицинскую помощь по медицинской реабилитации – 26,5%
• Доля пациентов с социально-значимыми хроническими неинфекционными заболеваниями, которым доступен проактивный мониторинг состояния здоровья с использованием цифровых сервисов – 100%
• Доля пациентов, излечившихся от хронического вирусного гепатита С, от обеспеченных лекарственными препаратами – 95%
Национальный проект «Инфраструктура для жизни»
Цель национального проекта:
• Обеспечение граждан инфраструктурой (жилищной, транспортной, социальной, коммунальной) нового качества.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Комфортная и безопасная среда для жизни
Федеральные проекты
• Развитие инфраструктуры в населённых пунктах
• Жильё
• Модернизация коммунальной инфраструктуры
• Формирование комфортной городской среды
• Безопасность дорожного движения
• Развитие общественного транспорта
• Развитие федеральной сети
• Региональная и местная дорожная сеть
• Общесистемные меры развития дорожного хозяйства
• Новый ритм строительства
• Ипотека
• Развитие железнодорожной инфраструктуры центрального транспортного узла
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Комплексное обновление населённых пунктов, включая реализацию проектов комплексного развития территорий, разработку и реализацию программ развития опорных населённых пунктов, разработку мастер-планов крупных и малых городов
• Развитие индивидуального жилищного строительства, обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков для развития жилищного строительства, в том числе ИЖС
• Совершенствование адресных льготных ипотечных программ и развитие альтернативных механизмов приобретения жилья
• Расселение непригодного для проживания жилищного фонда
• Реализация мероприятий по формированию современной городской среды, в том числе благоустройству общественных территорий, проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды
• Мероприятия по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения
• Улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации
• Модернизация коммунальной инфраструктуры
• Сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла
• Внедрение технологий искусственного интеллекта в строительной отрасли
• Подготовка и привлечение специалистов в строительную отрасль
• Организация мероприятий по безопасности дорожного движения
• Строительство новых и ремонт существующих дорог федерального, регионального и местного значений
• Развитие дорожного хозяйства
• Обновление общественного транспорта
• Развитие железнодорожной инфраструктуры ЦТУ
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30%
• Обновление жилищного фонда не менее чем на 20% по сравнению с показателем 2019 года
• Обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека
• Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда
• Благоустройство не менее чем 30 тыс. общественных территорий, реализация не менее чем 1600 проектов победителей Всероссийского конкурса создания комфортной городской среды
• Сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла до 1000 дней
• Реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества коммунальных услуг для 20 миллионов человек
• Строительство и реконструкция (модернизация) не менее чем 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки
• Обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в строительстве и ЖКХ
• Подключение к природному газу не менее 1,6 млн домов
• Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог федерального значения до 85%
• Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения до 60%
• Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог крупнейших городских агломераций до 85%
• Увеличение нормативного состояния автомобильных дорог, входящих в опорную сеть, до 85%
• Снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза (1,58 чел. на 10 тыс. транспортных средств)
• Увеличение доли парка общественного транспорта не старше нормативного срока эксплуатации не менее чем до 85%
Национальный проект «Экологическое благополучие»
Цель национального проекта:
• Сохранение и восстановление окружающей среды в целях улучшения экологического благополучия, в том числе в рамках мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, применении вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в отраслях экономики, совершенствование системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, снижению выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оздоровлению водных объектов, снижению объёма неочищенных сточных вод, сохранению лесов, сохранению и восстановлению редких видов животных, развитию системы особо охраняемых природных территорий и экологическому просвещению.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Экологическое благополучие
Федеральные проекты
• Генеральная уборка
• Экономика замкнутого цикла
• Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма
• Чистый воздух
• Вода России
• Сохранение лесов
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Реализованы отраслевые программы применения вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в сферах строительства и ЖКХ, сельского хозяйства и промышленности
• В городах-участниках федерального проекта сокращён совокупный объём выбросов, в том числе опасных загрязняющих веществ, в атмосферный воздух за счёт реализации мероприятий, предусмотренных комплексными планами
• Созданы мощности по утилизации вторичных ресурсов и производству продукции из вторичного сырья
• Проведены мероприятия по улучшению экологического состояния гидрографической сети
• Проведены мероприятия по сохранению и восстановлению отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
• Создана инфраструктура по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе на Байкальской природной территории
• Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде, в том числе расположенные на территории промышленной площадки в г. Усолье-Сибирское, на полигоне промышленных отходов «Красный Бор» и образовавшихся в результате деятельности ОАО «БЦБК»
• Реконструированы (модернизированы) и построены очистные сооружения для очистки загрязнённых сточных вод, в том числе поступающих в озеро Байкал
• Проведены мероприятия по увеличению площади лесовосстановления на лесных участках, не переданных в аренду, в том числе вокруг городов и промышленных центров
• Создана и обустроена туристическая инфраструктура на особо охраняемых природных территориях федерального значения
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Снижение объёма неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты – 9 215,1 млн куб. м (на 15%)
• Снижение совокупного объёма выбросов опасных загрязняющих веществ в 29 городах-участниках федерального проекта – 80% (на 20%)
• Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики – 25%
• Количество ликвидированных опасных для населения и окружающей среды объектов накопленного вреда окружающей среде – 50 шт.
• Количество посетителей особо охраняемых природных территорий федерального значения – 20,6 миллиона человек
• Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений – 112%
• Снижение негативного воздействия на Центральную экологическую зону Байкальской природной территории – 54,7% (на 41,6%)
Национальный проект «Туризм и гостеприимство»
Цель национального проекта:
• Повышение роли туристической отрасли в экономике страны и увеличение числа туристических поездок до 140 млн к 2030 году.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Устойчивая и динамичная экономика
Федеральные проекты
• Создание номерного фонда
• Морские курорты
• Туристическая привлекательность страны
• Кадры
• Промышленное обеспечение туризма
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Льготное кредитование строительства крупных гостиниц от 120 номеров и точек притяжения туристов (горнолыжных курортов, аквапарков, круглогодичных парков развлечений) – 59 тыс. новых номеров и рост числа посещений созданной инфраструктуры для отдыха и развлечений до 23 миллионов человек в год
• Создание круглогодичных морских курортов – 11 проектов в 9 субъектах Российской Федерации – более 72 тыс. новых номеров и 80 тыс. рабочих мест
• Строительство модульных некапитальных средств размещения – 10 тыс. новых номеров
• Единая субсидия субъектам Российской Федерации – проведение событийных мероприятий, благоустройство исторических центров городов, обустройство пляжей и туристических маршрутов, создание некапитальной причальной инфраструктуры обеспечит прирост туристических поездок на 7,4 млн
• Развитие и обеспечение функционирования информационных систем, направленных на реализацию государственных услуг и функций в сфере туризма, создание Единой цифровой платформы, включая 18 цифровых сервисов, предусматривающей в том числе идентификацию не менее 35 тыс. участников рынка туристических услуг
• Организация системы формирования обратной связи со всеми участниками туристической отрасли. Индекс удовлетворённости граждан в сфере туризма и гостеприимства достигнет 80%
• Обучение 89 региональных команд по программам формирования регионального продукта для внутреннего туризма по программам дополнительного профессионального образования
• Обучение 96 региональных команд по формированию и продвижению международного туристического продукта на зарубежные рынки
• Проекты по повышению производительности труда в 57 организациях в сфере туризма по направлению «Бережливое производство»
• Разработка учебно-методических комплексов и проведение обучения кадров для индустрии туризма и гостеприимства до 53 тыс. слушателей
• Создан механизм стимулирования спроса на отечественную продукцию для туристической отрасли для реализации 11,8 тыс. отечественной продукции для туристической отрасли, в их числе оборудование для горнолыжных курортов, канатных дорог, а также оборудование для парков развлечений и отечественные туристические автобусы
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Доля туристской отрасли в валовом внутреннем продукте – 5 %
• Количество туристических поездок по территории Российской Федерации – 140 млн
• Объем экспорта туристских услуг – $10,75 млрд
Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика»
Цель национального проекта:
• Обеспечение устойчивого экономического развития, основанного на конкуренции, предпринимательстве, в том числе высокотехнологичном, и частной инициативе.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Устойчивая и динамичная экономика
Федеральные проекты:
• Производительность труда
• Повышение инвестиционной активности
• Развитие конкуренции
• Низкоуглеродное развитие
• Развитие финансового рынка
• Технологии
• Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Увеличен объём внебюджетных инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям индустриальных (промышленных) парков, агропромышленных парков, бизнес-парков, технопарков, промышленных технопарков
• Обеспечена реализация инновационных проектов с целью стимулирования создания малых технологических компаний, вовлечения достижений науки и техники в производство, создания рабочих мест и развития инновационной инфраструктуры
• Субъектами малого и среднего предпринимательства обеспечено привлечение финансирования за счёт поручительств (независимых гарантий) фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств)
• Обеспечено формирование системы гарантирования прав по договорам страхования жизни
• Обеспечено финансирование проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации (общая стоимость проектов)
• Вовлечены предприятия базовых несырьевых отраслей экономики для реализации проектов по повышению производительности труда
• В субъектах Российской Федерации при организационно-методической поддержке Федерального центра компетенций созданы региональные центры компетенций по повышению производительности труда
• Через отраслевые центры компетенций, созданные в том числе в организациях социальной сферы, внедрены лучшие практики организации процессов (коробочные решения), основанные на технологиях бережливого производства
• Обеспечено развитие реестра выбросов парниковых газов, выполнена интеграция с иными государственными и ведомственными информационными системами, в том числе с реестром углеродных единиц, национальным кадастром парниковых газов
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Прирост производительности труда в экономике Российской Федерации по отношению к 2023 году – 20,7%
• Доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлечённых в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда, нарастающим итогом – 40%
• Доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, вовлечённых в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда, нарастающим итогом – 100%
• Реальный прирост дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства – 28,1%
• Прирост объёма инвестиций в основной капитал – 60%
• Создана национальная система мониторинга климатически активных веществ – 1 шт.
• Утверждены и реализованы программы адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративных уровнях – 106 шт.
• Объём выручки малых технологических компаний – 1950,48 млрд рублей
• Объём капитализации фондового рынка относительно ВВП – 66%
• Доля долгосрочных сбережений граждан в общем объёме их сбережений – 40%
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»
Цель национального проекта:
• Прирост объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров и продукции агропромышленного комплекса, а также создание зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Обеспечение к 2030 году прироста объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 2/3 по сравнению с показателем 2023 года
• Увеличение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года
• Формирование сети устойчивых партнёрств с иностранными государствами и создание необходимой инфраструктуры для внешнеэкономической деятельности, технологической и промышленной кооперации и освоения новых рынков
Федеральные проекты
• Промышленный экспорт
• Создание зарубежной инфраструктуры
• Системные меры развития международной кооперации и экспорта
• Экспорт продукции агропромышленного комплекса
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Обеспечено послепродажное обслуживание поставленной на экспорт высокотехнологической продукции (реализуется с 2027 года)
• Увеличен объём поставок российской промышленной продукции за счёт компенсации части затрат на НИОКР и (или) омологацию существующей промышленной продукции для внешних рынков
• Достигнут плановый объём экспорта высокотехнологичной продукции в рамках реализации экспортных проектов (сделок) с использованием льготного кредитования АО РОСЭКСИМБАНК, ВЭБ.РФ
• Увеличен объём поставок промышленной продукции на внешние рынки за счёт компенсации экспортёрам части планируемых затрат на её транспортировку
• Увеличено количество сертификатов соответствия российской промышленной продукции требованиям внешних рынков за счёт компенсации части соответствующих затрат (реализуется с 2027 года)
• Созданы транспортно-логистические центры и российские промышленные зоны в опорных странах
• Перевезена отечественная продукция несырьевого неэнергетического экспорта за счёт предоставления льготного тарифа логистическим операторам в рамках создания новых международных транспортно-логистических маршрутов
• Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (Региональный экспортный стандарт 2.0) внедрён в субъектах Российской Федерации
• Созданы сервисы цифровой экосистемы «Одно окно» экспортёра на базе цифровой платформы АО «Российский экспортный центр»
• Достигнут плановый объём экспорта продукции за счёт возмещения организациям части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях (реализуется с 2027 года)
• Организациями получена информационно-консультационная поддержка АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности»
• Увеличен объём экспорта за счёт реализации программы продвижения российской продукции под национальным брендом «Сделано в России» на рынках дружественных стран
• Увеличен объём поставок российской промышленной продукции на внешние рынки за счёт льготного кредитования организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности
• АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» реализованы образовательные программы, направленные на формирование компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности, с участием молодёжи и студентов
• Осуществлена перевозка продукции с использованием компенсации части затрат на транспортировку продукции АПК
• Выданы льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты в целях наращивания объёмов производства экспортной продукции АПК
• Оформлены сертификаты на экспортируемую продукцию АПК в рамках деятельности Россельхознадзора по обеспечению её доступа на зарубежные рынки
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Объём экспорта несырьевых неэнергетических товаров (в номинальных ценах) – $248,1 млрд
• Объём экспорта товаров отраслей промышленности (в номинальных ценах) – $192,9 млрд
• Объём экспорта несырьевых неэнергетических товаров в дружественные страны (в номинальных ценах) – $206,1 млрд
• Прирост объёма экспорта несырьевых неэнергетических товаров к показателю 2023 года – 67 % Объём внешнеторговых сделок с использованием инструментов Группы РЭЦ – $23,3 млрд
• Объём экспорта продукции агропромышленного комплекса (в номинальных ценах) – $55,2 млрд
• Охват опорных стран российской инфраструктурой для ведения внешнеэкономической деятельности и обеспечения производственной и кооперационной связанности – 23,08 %
Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»
Цель национального проекта:
• Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы за счёт обеспечения кибербезопасности, бесперебойного доступа к Интернету, подготовки квалифицированных кадров для ИТ-отрасли, цифрового госуправления, развития отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы
Федеральные проекты
• Инфраструктура доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет
• Цифровые платформы в отраслях социальной сферы
• Цифровое государственное управление
• Отечественные решения
• Прикладные исследования и перспективные разработки
• Инфраструктура кибербезопасности
• Кадры для цифровой трансформации
• Государственная статистика
• Искусственный интеллект
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Модернизированная платформа по предоставлению статистических данных ГИС ЦАП
• Создана низкоорбитальная спутниковая группировка обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет
• 6 отраслевых платформ в социальной сфере
• В государственных и муниципальных образовательных организациях сформирована ИТ-инфраструктура для обеспечения в помещениях безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к информационно-телекоммуникационной сети Интернет
• Исследования в сфере ИИ для обеспечения развития прорывных технологий
• 500 наборов данных для использования в различных сферах и отраслях
• 10,2 тысячи выпускников, обученных по программам высшего образования для топ-специалистов в сфере ИИ
• Развитие информационных систем инфраструктуры электронного Правительства (обратная связь, витрины данных ФОИВ и РОИВ и т. д.)
• 100 массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в проактивном режиме или в момент обращения
• Базовые станции мобильной связи 4G/5G с открытой архитектурой OpenRAN операторского класса отечественного производства
• Прототипы квантовых процессоров со скоростью вычисления до 300 кубитов
• Квантовые коммуникации до 15 тыс. км
• Технологическое обеспечение внедрения перспективных технологий (6G) в сфере телекоммуникаций
• Единая платформа онлайн обмена данными по противодействию мошенническим действиям в отношении граждан
• Информационная система противодействия утечкам персональных данных путём выявления и блокировки фишинговых сайтов
• Ежегодный аудит безопасности 43 ключевых ГИС
• Модернизированная автоматизированная система обеспечения безопасности трафика российского сегмента сети Интернет (АСБИ)
• 450 тысяч обученных школьников и студентов колледжей по ИТ и ИИ на цифровых образовательных платформах
• 400 тысяч студентов колледжей и старшеклассников, обученных современным языкам программирования, технологиям ИИ и робототехнике
• 250 тысяч студентов, прошедших практико-ориентированное обучение в образовательных организациях высшего образования на ИТ-программах с участием аккредитованных ИТ-компаний
• 3,5 тысячи выпускников, обученных по образовательным программам высшего образования для топ-специалистов в сфере информационных технологий
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет – 97%
• Доля российских организаций ключевых отраслей экономики, перешедших на использование базового и прикладного российского ПО в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы – 80%
• Доля российского ПО, используемого в деятельности государственных органов, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50%, а также в их аффилированных юридических лицах – 95%
• Доля предотвращённых попыток мошеннических действий, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (по отношению к 2024 году) – 150%
• Доля трафика российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ежегодно обрабатываемого автоматизированной системой обеспечения безопасности (АСБИ), с учётом его ежегодного роста – 98%
• Доля государственных услуг и сервисов, по которым средняя оценка удовлетворённости качеством работы госслужащих и работников организаций социальной сферы по их оказанию в электронном виде с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ выше 4,5 – 75%
• Достижение «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления и ключевых отраслей социальной сферы, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учётом ускоренного внедрения технологий обработки больших объёмов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта – 46,7%
• Доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме – 99%
• Доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, подключённых к единой цифровой платформе подбора, развития и ротации кадров – 60%
• Количество массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, доступных с использованием единого портала госуслуг, процесс оказания которых обеспечен ведомствами в проактивном режиме либо в момент обращения заявителя – 100 ед.
Национальный проект «Эффективная транспортная система»
Цель национального проекта:
• Формирование эффективной транспортной системы, удовлетворяющей спрос населения и экономики Российской Федерации, за счёт развития магистральной инфраструктуры Единой опорной транспортной сети.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Устойчивая и динамичная экономика, комфортная и безопасная среда для жизни
Федеральные проекты
• Высокоскоростные железнодорожные магистрали
• Большой СМП
• Развитие железных дорог
• Морские порты
• Внутренние водные пути
• Развитие аэродромов
• Развитие пунктов пропуска
• Цифровая трансформация транспорта
• Кадры транспортной отрасли
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом (время в пути между столицами сократится до 2 часов 15 минут)
• 14 аварийно-спасательных судов, 4 атомных ледокола, 4 ледокола на органическом топливе, 1 многофункциональное судно атомно-технического обслуживания в акватории Севморпути
• 150 млн тонн прироста провозной способности железных дорог в Восточном, Азово-Черноморском и Северо-Западном направлениях, а также на МТК «Север-Юг»*
• 225 млн тонн прироста мощности морских портов в Восточном, Азово-Черноморском и Северо-Западном направлениях, а также на МТК «Север-Юг»
• Не менее 75 модернизированных аэродромных комплексов
• 27 построенных и реконструированных приоритетных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
• Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа
* Параметры указаны индикативно и могут быть уточнены по итогам рассмотрения инвестиционной программы ОАО «РЖД» на совещаниях в Правительстве и заседаниях совета директоров ОАО «РЖД» на соответствующий период.
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Авиационная подвижность населения Российской Федерации – 1,08 ед.
• Рост мощности инфраструктуры Единой опорной транспортной сети – 182%
• Объём перевозок грузов в акватории Северного морского пути – 109,1 млн тонн
Национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья»
Цель национального проекта:
• Комплекс мер, направленных на повышение эффективности и результативности медицинских исследований и разработок и создания условий для внедрения их результатов, включая превентивную медицину и технологии долголетия, а также обеспечение технологического суверенитета в области производства (изготовления) лекарственных препаратов, биомедицинских клеточных продуктов, продуктов тканевой инженерии и медицинских изделий.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Технологическое лидерство – достижение к 2030 году высокого уровня технологического суверенитета в области медицинских технологий, производства лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Федеральные проекты
• Управление медицинской наукой
• Технологии медицинских разработок
• Биомедицинские и когнитивные технологии будущего
• Регенеративная биомедицина, технологии превентивной медицины, обеспечение активного и здорового долголетия
• Развитие производства наиболее востребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Внедрены в практику для оказания медицинской помощи медицинские изделия, разработанные в рамках федерального проекта
• Проведена разработка и клинические испытания новых медицинских изделий в целях их регистрации
• Оснащены (переоснащены) клинические базы для отработки новых медицинских технологий, клинических исследований лекарственных препаратов и клинических испытаний медицинских изделий
• Отобраны и внедрены в клиническую практику клеточные продукты, продукты тканевой инженерии, методы и технологии регенеративной медицины
• Обеспечено сырьём и комплектующими российское производство медицинских изделий и лекарственных препаратов
• Организовано производство медицинских изделий и лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на территории Российской Федерации
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Доля медицинских изделий российского производства в общем объёме рынка – 40%
• Темп прироста валовой добавленной стоимости отрасли здравоохранения – 70%
• Доля радиофармацевтических лекарственных препаратов, производство которых осуществляется в Российской Федерации – 95%
• Доля лекарственных средств по перечню стратегически значимых лекарственных средств для медицинского применения, производство которых осуществляется в Российской Федерации по полному циклу, включая синтез фармацевтической субстанции – 80%
• Достигнутый уровень технологической независимости – 80%
• Доля всех исследований, осуществляемых в рамках национального проекта, закончившихся успешной разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов, медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов (БМКП), продуктов тканевой инженерии и медицинских технологий – 50%
• Уровень прироста объёма средств, полученных в результате коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданных государственными учреждениями в интересах здравоохранения, относительно уровня базового значения (уровень 2023 года) – 30%
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
Цель национального проекта:
• Обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как беспилотные авиационные системы.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Технологическое лидерство
Федеральные проекты
• Инфраструктура, безопасность и сертификация
• Перспективные технологии для БАС
• Кадры для БАС
• Стимулирование спроса на отечественные БАС
• Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Сформирована специализированная система сертификации беспилотных авиационных систем
• Организовано серийное производство беспилотных авиационных систем
• Создана инфраструктура, необходимая для эксплуатации беспилотных авиационных систем
• Проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по 9 технологическим направлениям
• Обеспечен приток высококвалифицированных кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем
• Сформирована комплексная система стимулирования использования отечественных беспилотных авиационных систем и услуг, оказываемых с применением беспилотных авиационных систем
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Доля отечественных БАС в общем объёме российского рынка БАС, в т. ч. самолёты, вертолёты, мультироторы – 70,3%
• Объём российского рынка БАС без учёта образовательных БАС, в т. ч. самолёты, вертолёты, мультироторы (с учётом потребности в рамках услуг) в 2030 году – 46 230 ед.
• Количество субъектов Российской Федерации, оснащённых инфраструктурой НПЦ в соответствии с методологической поддержкой АНО «Федеральный центр БАС» – 48 ед.
• Достигнутый уровень технологической независимости в отрасли БАС – 81,1%
• Количество сертифицированных БАС – 26 ед.
• Количество дополнительных профессиональных программ в сфере БАС, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров БАС (нарастающим итогом) – 250 ед.
• Доля специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, находящихся в цифровом реестре кадров БАС, трудоустроенных в организациях в сфере – 75%
• Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов – 2 ч.
• Количество новых российских решений для обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство – 5 ед.
Национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии»
Цель национального проекта:
• Обеспечение мирового лидерства в атомных технологиях, технологический суверенитет в новых энергетических технологиях.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Технологическое лидерство
Федеральные проекты:
• Новая атомная энергетика
• Экспериментально-стендовая база для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики
• Технологии термоядерной энергетики
• Специальные материалы и технологии атомной энергетики
• Серийная референтность атомных электростанций большой и малой мощности
• Новые технологии и производства литий-ионных и постлитиевых систем накопления электроэнергии
• Новое оборудование и технологии в электроэнергетике
• Новое оборудование и технологии в солнечной и ветрогенерации
• Новое оборудование и технологии для сжижения природного газа
• Новое оборудование и технологии в нефтегазовой отрасли
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Разработка технологий замкнутого ядерного топливного цикла и энергоблоков большой и средней мощности:
• ввод опытно-демонстрационного энергоблока с реакторной установкой (РУ) БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем электрической мощностью 300 МВт (к 2028 году)
• разработка модуля переработки отработавшего ядерного топлива реакторов на быстрых нейтронах с производительностью 10 тонн/г (к 2030 году)
• Разработка технологий атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки ШЕЛЬФ-М (к 2026 году)
• Строительство исследовательской ядерной установки на базе универсального многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР с самой высокой в мире плотностью потока нейтронов и уникальными характеристиками реактора для обоснования топлива и материалов (к 2028 году)
• Техническое перевооружение комплексов дополнительного нагрева плазмы и инженерных систем установки токамак Т-15 (Т-15МД), завершение реконструкции комплекса ТСП (этап 1) и испытательных стендов для электрореактивных двигателей и мощного источника нейтронов (этапы 1 и 2) (к 2027 году)
• Разработка перспективных материалов для атомной промышленности по результатам НИОКР
• Строительство новых блоков АЭС большой и малой мощности (ввод 1 и 2 энергоблоков Курской АЭС-2 к 2030 году, ввод 3 и 4 энергоблока Ленинградской АЭС-2 к 2032 году)
• Создание Всероссийского испытательного центра для проведения комплексных исследований и испытаний для высоковольтного электротехнического оборудования классов напряжений до 750 кВ (к 2030 году)
• Создание критически важных отечественных оборудования и технологий для топливно-энергетического комплекса
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Количество стран глобального присутствия России на международном рынке атомных и смежных технологий – 75 ед.
• Уровень технологической независимости в области создания новых атомных технологий – 67%
• Уровень технологической независимости в ТЭК – 90%
• Доля отечественного оборудования в ТЭК – 90%
• Объём производства отечественного оборудования в ТЭК – 2 719 млрд рублей
Национальный проект «Новые материалы и химия»
Цель нацпроекта:
• Достижение технологической независимости, создание условий для формирования новых рынков и технологического лидерства в отраслях производства: химической и биотехнологической продукции, новых и перспективных материалов, редких и редкоземельных металлов.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Технологическое лидерство
Федеральные проекты
• Развитие производства химической продукции
• Импортозамещение критической биотехнологической продукции
• Развитие производства композитных материалов (композитов) и изделий из них
• Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов
• Разработка важнейших наукоёмких технологий по направлению новых материалов и химии
• Опережающая подготовка и переподготовка квалифицированных кадров по направлению новых материалов и химии
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Реализованы 138 проектов по созданию приоритетной химической продукции
• Реализованы 35 проектов по созданию приоритетной биотехнологической продукции
• Достигнут стоимостной объём реализации импортозависимой товарной продукции редких и редкоземельных металлов с компенсацией производителю скидки потребителям
• Созданы и оснащены площадки для опытно-промышленного производства и масштабирования технологий с обеспечением технологическим оборудованием для выпуска продукции в области новых материалов и химии
• Проведено обучение граждан по разработанным или актуализированным дополнительным профессиональным программам в интересах обеспечения производственной деятельности организаций сферы новых материалов и химии
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Достигнутый уровень технологической независимости по новым материалам и химии – 100%
• Доля импорта химической продукции в объёме потребления – 30%
• Доля импорта в потреблении критической биотехнологической продукции – 57,5%
• Объём выпуска новых композиционных материалов и продукции – 25 939,78 млн рублей
• Доля импорта по сырью и материалам из редких и редкоземельных металлов в объёме потребления – 48%
• Сокращение дефицита кадров за счёт мероприятий федерального проекта базового года – 90%
Национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»
Цель нацпроекта:
• Кратный рост объёмов производства основной гражданской авиатехники, судов и морской техники, электромобилей и соответствующих долей отечественной продукции в потреблении.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Обеспечение технологической независимости в области производства продукции, обеспечивающей транспортную мобильность
Федеральные проекты
• Производство самолётов и вертолётов
• Производство судов и судового оборудования
• Производство инновационного транспорта
• Разработка технологий и кадровое обеспечение
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Обеспечение технологического суверенитета авиационной промышленности на базе разработанных новых технических решений
• Создание условий для достижения целевых объёмов постройки судов водного транспорта
• Обеспечение производства электромобилей, в том числе последовательных гибридов, а также производства высокоскоростного ж/д подвижного состава
• Обеспечение разработки и внедрения отечественных технологий, а также притока высококвалифицированных кадров в авиа-, судостроительную и инновационную транспортную отрасли
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Уровень технологического суверенитета в авиастроении – 50%
• Уровень технологического суверенитета судостроительной отрасли – 45%
• Уровень технологического суверенитета высокоскоростного ж/д подвижного состава – 81%
• Уровень технологического суверенитета универсальных модульных платформ – 80 %
Национальный проект «Средства производства и автоматизации»
Цель нацпроекта:
• Обеспечение технологической независимости в области производства высокотехнологичных станков и повышение уровня промышленной роботизации.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Технологическое лидерство
Федеральные проекты
• Развитие производства станкоинструментальной промышленности
• Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства
• Развитие производства литейного и термического оборудования
• Наука и кадры для производства средств производства и автоматизации
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Освоено производство новых видов высокотехнологичных станков и комплектующи
• Созданы условия для внедрения новых технологий и притока кадров в сферы производства станков и роботизации
• Освоено производство новых видов литейного и термического оборудования
• Реализованы проекты по производству промышленной робототехники
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Обеспечение технологической независимости Российской Федерации в производстве средств производства – 95%
• Прирост объёма производства станкоинструментальной продукции для нужд различных отраслей промышленности Российской Федерации по отношению к 2022 году – 103%
• Позиция Российской Федерации в рейтинге по показателю плотности роботизации – 25 место
• Плотность роботизации – 145 ед. на 10 тысяч человек
• Доля выпускников, трудоустроившихся в организации сферы производства средств производства и автоматизации по результатам прохождения обучения по разработанным или актуализированным основным образовательным программам высшего образования в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации – 90%
• Уровень профессионально-квалификационной обеспеченности организаций сферы производства средств производства и автоматизации – 90%
Национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»
Цель нацпроекта:
• Повышение технологической обеспеченности продовольственной безопасности для создания условий устойчивого роста производства.
Направлен на достижение национальной цели развития:
• Технологическое лидерство
Федеральные проекты
• Ветеринарные препараты
• Производство критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств
• Научные разработки в селекции и генетике
• Кадры в АПК
• Техническая и технологическая независимость сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности
Ключевые мероприятия нацпроекта
• Созданы и (или) модернизированы объекты по производству критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств
• Созданы и модернизированы объекты инфраструктуры производителей лекарственных средств для ветеринарного применения
• Построено (приобретено) жильё для предоставления специалистам, вовлечённым в реализацию ключевых проектов в сфере агропромышленного комплекса, по договору найма жилого помещения
• Привлечены специалисты в реализацию ключевых проектов в сфере агропромышленного комплекса за счёт предоставления выплат стимулирующего характера
• Модернизированы объекты в целях привлечения квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на предприятия агропромышленного комплекса
• Заказчиками реализованы комплексные научно-технические проекты, направленные на достижение показателей подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, с последующим возмещением части затрат
• Созданы агропромышленные технопарки (агробиотехнопарки)
• Обеспечена техническая и технологическая независимость сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности
• Созданы условия для развития производств новых видов техники и оборудования, освоения перспективных технологий
Основные показатели национального проекта к 2030 году
• Индекс производства продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) к уровню 2021 года – 125%
• Индекс продуктивности сельскохозяйственных животных в среднем за 5 лет – 140 ед.
• Индекс урожайности сельскохозяйственных культур в среднем за 5 лет – 29 ед.
• Достигнутый уровень технологической независимости в сфере продовольственной безопасности – 66,7%
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕСЯТИЛЕТИИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий.
Его основные цели – привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки.
Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.
Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий – на сайте наука.рф
Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».
В рамках реализации национального проекта “Наука и университеты” в Уфимском федеральном исследовательском центре Российской академии наук созданы новые лаборатории, в том числе под руководством молодых перспективных исследователей:
Вопросы и ответы
Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.
Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.
Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.
На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных.
Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.
Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.
Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.
В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.
Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.
«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.