Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

Меню

Башкирское народное творчество в цифровую эпоху

Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в google
Google+

Программы из Фонда телевидения хранят живую историю. Она представит летопись Башкортостана в целом. Все эти материалы, а их более 40 тысяч, переведены в цифровой формат. Достаточно привести в пример передачи, которые ведет народный артист Башкортостана Юлай Гайнетдинов. Благодаря высокому профессиональному мастерству он более четырех десятков лет последовательно занимается сбором и пропагандой башкирского народного творчества. Основа, заложенная сегодня нашим коллегой, успешно используется и в новых выходах проектах.

Масштабная работа по доведению до населения народного творчества. Вообще, ожидаются и другие важные события, которые в скором времени войдут в эту сферу в качестве новшеств. Отдел ольклористики Института истории, языка и лературы ордена “Знакспе по оцифровке материалов научной кспедиции. Конечно, работа непростая. Потому что, в отличие от неправильного хранения фольклорных материалов, собранных в свое время, сегодня ограничены возможности для перевода их в цифровой формат. Поэтому специалисты стараются использовать самые разные методы. Материалы фольклорной экспедиции 60-х годов на столе у научного сотрудника. Тогда информанты были расписаны в основном на виниловых пластинках. Сегодня устройств для их компьютеризации единицы. Если искать, можно найти. Но есть и свои сложности с подключением к компьютеру.

Поэтому, когда в руках есть готовый материал, важно перевести его в цифровой формат. Ведь восковые валики, широко используемые в 20-х годах прошлого века, сегодня являются лишь музейными экспонатами. Хотя бы послушать их – условий нет. Первые записи аудиоофонда были списаны и тщательно изучены в эпоху времени. В институте истории, языка и литературы их более 300. Многие материалы хранятся в Русском литературном институте в Санкт-Петербурге, то есть в доме Пушкина, который народ узнал по имени. Восковые валики в дальнейшем заменяют пластинки. Затем магнитная кассета обновляется, либо на катушки. Масштабные фольклорные экспедиции пришлись на 60-е годы прошлого столетия. В те времена работа осуществлялась выдающимся писателем-ученым Киреем Мэргэном.

 

Из каждой экспедиции фольклористы возвращаются с объемными работами. С годами мы видим и спад информантов. И внимание к народному творчеству, к сожалению, находится на грани исчезновения, говорят специалисты. Поэтому сегодня необходимо оживить работу. А ведь в народных бриллиантах закладывается основа духовности и языковедения в семье. Возьмем, к примеру, семью выдающегося ученого-фольклориста Ахмата Сулейманова. Поэтому, в связи с языковой преемственностью народного фольклора, сегодня актуальна его цифровизация. Или это веление времени. Остается актуальным как паспортизация, так и работа специалистов. Эта работа призвана сохранить ценности, присущие каждой нации, особенно в период политики глобализации. Во избежание возникновения разногласий оформление патентов осуществляется на основе научных работ учёных. И пример не нужно долго искать. То, что курай был зарегистрирован в 2018 году в качестве бренда Башкортостана, поставило точку во многих вопросах.

Вообще, башкирское народное творчество уникально тем, что оно сохранило бесценное наследие, которое по праву считается достоянием многих других национальностей. Есть еще не изученные архивные материалы, которые фиксируются как башкирские. Они хранятся не только в республиканских, но и в российских и зарубежных музейных фондах. Пусть будет только специалист, изучающий эту сферу. Так что нововведение в ближайшее время будет выходить на широкую публику. Нет сомнений, что оно удивит всю общественность, говорят ученые института. Потому что надписи, растянувшиеся на сотни километров, повествуют о славной истории народа-вотчинника. А нововведение найдет всех заинтересованных лиц. Так, харизматический этно-проект “Хазина” завоевал любовь народа исполнениредк исполняемых в поледн годы, даже забытых башкирских народных песен. Как песня, которая сейчас исполняется для челябинских башкир. Конечно, ожидается, что в Республиканском центре народного творчества будут оформлены как сотни ранее запатентованных башкирских песен, так и очередное нематериальное достояние.

Если сегодня народные песни паспортизируются, значит, история коренного народа укореняется еще больше. Азат Галиуллин

Подробнее по ссылке: https://api.bash.news/vk-video/-85076499_456251397?autoplay=1

Последние новости