Осенью 1944 г. из девонских отложений забили нефтяные фонтаны. Это событие имело большое значение не только для Башкирии, но и для страны. Оно полностью подтвердило прогнозы ученого – геолога К.Р. Тимергазина, который находясь на фронте получил телеграмму Министерства нефтяной промышленности СССР с поздравлением и сообщением об открытии девонской нефти в западных районах Башкирии. В этом большая заслуга была доктора геолого-минералогических наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР Кадыра Рахимовича Тимергазина.
Он родился 5 февраля 1913 г. в д. Сабактыкуль (Аксабак – Белая плотва) Аминевской волости Шадринского уезда Пермской губернии (ныне –Кунашакский район Челябинской области) в бедной многодетной крестьянской семье. Трудовая жизнь для младшего в семье ребенка (он был восьмым) началась очень рано. Необходимость трудиться подросток хорошо осознавал, это была большая помощь семье. Летом помогал в хозяйстве односельчан и работал пастухом. Ему пришлось приложить много упорства, чтобы зарабатывая себе на хлеб, одновременно учиться. Окончив начальную школу, в 1927 г. летом Кадыр со своим другом, даже не сообщив родителям, решили сбежать от местного кулака и полуголодные, но жаждущие знаний, ребята проходят несколько десятков километров и сдают вступительные экзамены для поступления в Аргаяшскую башкирскую семилетнею школу-интернат второй ступени. Быстро и успешно пролетели три года учебы и его, как лучшего выпускника, направили в Уфу на курсы при рабфаке имени Б.Нуриманова для подготовки в вуз. После их окончания в 1930 г. он получил разверстку Башнаркомпроса и сдает документы в Казанский государственный университет. После сдачи экзаменов ему должны были отправить извещение о приме, но не получив ничего, решает ехать без вызова. Прибыв в Казань, он узнает, что не принят из-за позднего поступления его документов. Обратно ехать не было денег, он стал ютиться на постоялом дворе Дома крестьянина без копейки денег, хлопотать о приеме в университет, т.к. прием студентов еще продолжался. Целую неделю ходил по приемным ректора университета и Татнаркомпроса, обращался в другие организации. И, наконец, по совету одного земляка пошел в партком университета. Секретарю Базаревичу, который одновременно являлся и председателем приемной комиссии. Кадыр сказал ему: «Я батрак. Приехал учиться по разверстке Башнаркомпроса. Почему не принимаете?». Базаревич выслушав его, он на заявлении написал следующую резолюцию: «Принять на геобиофак». Кадыра приняли в университет на животноводческое отделение, но не обеспечили общежитием и стипендией. Он вынужден был пойти на поиски работы. И снова ему пришлось добиваться, ходить по приемным без всякого успеха, пока повторно не помог секретарь парткома Базаревич, который способствовал переводу его на геологическое отделение. Кадыр Рахимович в своих воспоминаниях не раз с благодарностью вспоминал этого человека, умевшего понимать людей. Тимергазин поступил учиться на геологический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова–Ленина. В 1935 г. написал дипломную работу, ставшую первой научной работой на тему «К изучению золоторудных кварцевых жил Веркинского участка Саралинского золоторудного района», за которую был награжден Почетной грамотой Казанского госуниверситета.
После успешного окончания вуза, как отличник учебы, был оставлен в аспирантуре. Однако молодой специалист решил приложить свои знания и силы на пользу народного хозяйства и под руководством академика И.М. Губкина в составе группы геологов усиленно начал заниматься изучением нефтяной геологии на территории Урало-Поволжья. Перед геологами академик Губкин поставил нелегкую задачу – найти в недрах Башкирии девонскую нефть. В 1935-1941 гг. Тимергазин работал научным сотрудником, начальником геологического кабинета в Центральной научно-исследовательской лаборатории объединения «Башнефть». В этот период он все внимание уделяет изучению вопросов, связанных с формированием месторождения нефти в Башкирии. Вместе с геологами выяснили коллекторские свойства и условия миграции нефти ишимбайских известняков и нефтегазоносность малоизученного Туймазинского района, которая впервые была вскрыта в эти годы.
В 1937 г. К.Р. Тимергазин и группа ведущих геологов Башкирии принимали участие в XVII сессии Международного геологического конгресса, проходившего в Москве. Одним из первых среди геологов он приходит к выводу о наличии в Западной Башкирии потенциального нефтеносного горизонта, приуроченного к карбонатной толще верхнего девона. Справедливость этого вывода подтвердилась открытием в 1957 г. Субхангуловского нефтяного месторождения, связанного с известняками верхней части фаменского яруса. Чрезвычайно важные исследования, сделавшие К.Р. Тимергазина одним из первооткрывателей девонской нефти, были проведены в 1939-1941 гг. Опубликованные работы по этой теме посвящались обоснованию наличия промышленной девонской нефти в Туймазинском районе. В печати, на геологических совещаниях он настойчиво доказывал возможность открытия на Туймазинской структуре девонской залежи нефти и выступал инициатором немедленного бурения с целью обнаружения этой залежи.
Великая Отечественная война надолго прервала научную деятельность способного научного сотрудника. С началом войны Тимергазин уходит на фронт. Он служит командиром взвода артдивизиона на Забайкальском фронте в Монголии. С мая 1942 г. его направляют на курсы Военно-юридической Академии Красной Армии военного времени в г. Ашхабаде, где он будет находиться до осени 1943 г. Затем продолжит службу в качестве военного следователя резерва Военной прокуратуры Северо-западного фронта, а с марта 1944 г. до конца войны – военным следователем 397-ой стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. Тимергазин участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, Восточной Германии, в штурме Берлина. Войну капитан Тимергазин закончил на реке Эльбе. Он еще целый год продолжал служить военным следователем Уфимского гарнизона, лишь затем был демобилизован. За боевые заслуги и проявленное мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками награждался благодарностями Верховного Главнокомандующего и награждался многочисленными орденами, медалями.
По возвращении домой, молодой геолог вернулся к своим прерванным войной делам. В послевоенные годы нефтяная промышленность республики развивалась бурными темпами. Возникла необходимость в научных исследованиях по поиску новых месторождений нефти для создания научного центра нефтяной промышленности в Башкирии. Эта ответственная задача возлагалась Министерством нефтяной промышленности СССР и Башкирским областным комитетом партии на руководство Центральной научно-исследовательской лаборатории объединения «Башнефть». В 1946 г. Тимергазина назначают директором лаборатории. В эти годы он параллельно учился на философском факультете вечернего университета марксизма-ленинизма при Уфимском горкоме КПСС. Участвовал в организации Уфимского нефтяного научно-исследовательского института, став затем его директором. Но он хотел заниматься научными исследованиями, вынудило это обратиться в Министерство нефтяной промышленности с просьбой об освобождении его от руководящей административной работы. Она была удовлетворена и он до 1951 г. работал в должности заведующего лабораторией литологии и геохимии, начальником геологического отдела. В эти годы коллектив геологов проводил большие работы по поискам и разведке нефтяных месторождений и Тимергазин оказывал помощь объединению «Башнефть» по всем вопросам нефтяной геологии.
Занимаясь изучением девонских и более древних отложений Западной Башкирии в 1930-1940 гг., более детально он стал исследовать их с 1947 г. По этим отложениям опубликовал научные статьи с изложением результатов своих исследований. Его работы по Туймазинскому месторождению нефти в Башкирии получали высокие оценки ученых и специалистов. В 1948 г. Тимергазин написал кандидатскую диссертацию по теме «Терригенные отложения девона Бавлинско–Туймазинского нефтеносного района». Она посвящалась нефтегазоносности девона и более древних отложений Западной Башкирии. Основное внимание ученый уделил вопросам стратиграфии, литологии, фациям и условиям залегания этих осложнений под углом зрения выявления нефтегазоносности и перспектив открытия новых нефтегазоносных месторождений и горизонтов в Западной Башкирии. Целью своей работе он частичное облегчение труда нефтяников при проведении поисков и разведки новых нефтегазоносных месторождений и горизонтов. Диссертация была успешно защищена.
В 1946-1953 гг. при непосредственном участии Кадыра Рахимовича открываются новые нефтяные местрождения – Бавлинское, Шкаповское, Серафимовское. Большая роль Башкирии в добыче и переработке нефти, в развитии металлургической, машиностроительной, химической, лесной и других отраслей промышленности, создании высокомеханизированного сельского хозяйства, бурном развитии культуры башкирского народа создали объективные предпосылки для организации единого научного центра, который занимался бы изучением актуальных проблем народного хозяйства, науки и культуры республики.
В соответствии с постановлениями Совета Министров БАССР и бюро обкома ВКП (б) от 9 апреля 1951 г., Президиума Академии наук СССР от 11 мая 1951 г. и Совета Министров СССР от 12 мая 1951 г. в Уфе был образован Башкирский филиал Академии наук СССР. В целях организации научно-исследовательских работ по решению бюро Башкирского обкома КПСС в августе 1951 г. Тимергазин был переведен на должность заместителя директора вновь организованного Горно-геологического института БФ АН СССР. Проводя большую организационную работу по созданию института, он не прерывал научную работу, имеющую большое народно-хозяйственное значение. Он привлек в институт большое число специалистов и ученых из других научных центров страны, таких, как профессора Г.В. Вахрушева и А.И. Олли. Одной из главных задач института являлось детальное изучение геологического и фациално-тектонического строения Западной Башкирии. Он поддерживал постоянную связь с производственными организациями объединения «Башнефть», оказывал им помощь, участвовал на геологических совещаниях, где обсуждались планы нефтеразведочных работ.
В 1953 г. после укомплектования института Кадыр Рахимович вплотную занялся докторской диссертацией. Он стал докторантом Института нефти Академии наук СССР, в 1953-1955 гг., где и завершил работу над диссертацией. Его диссертационная работа стала обобщающей работой по геологии и нефтеносности этой территории. Созданная им геолого-петрографическая карта фундамента на территории Западной Башкирии и Восточной Татарии явилась первой картой такого рода для фундамента Русской платформы. Капитальный труд ученого – геолога был тесно связан с задачами, поставленными перед нефтяной промышленностью страны. Она была издана в виде монографии и стала настольной книгой и справочным пособием для специалистов, занимающихся проблемами геологии позднепротерозойских отложений Русской платформы и Южного Урала. Решением ВАК от 15 июня 1960 г. К.Р. Тимергазин был утвержден в ученом звании профессора по специальности «геология нефти».
После успешной защиты диссертации в 1958 г. он продолжил свою научно-исследовательскую деятельность, занимая должность старшего научного сотрудника, заведующего сектором геологии нефти горно-геологического института БФ АН СССР. За это время им написаны научные работы по различным вопросам геологии и нефтеносности Западной Башкирии, подготовлены научные отчеты и заключения.
Целью ученого-геолога была не только адекватная расшифровка пород, геологического строения сложнейших комплексов пород, но и самая первая оценка нефтегазоносного потенциала нижнего этажа осадочной оболочки Урало-Волжской провинции. Еще в пятидесятые годы он беспокоился о будущем нефтяного Башкортостана, которому через несколько десятков лет понадобиться новые крупные нефтяные и газовые месторождения, скрытые, по убеждению Кадыра Рахимовича, в древнейших отложениях платформенной части республики. Директор института БашНИПИнефть Г.Х. Габитов в 2003 г. сказал, что основоположником изучения комплекса додевонских отложений как резерва нефтеносности территории Республики Башкортостан, является К.Р. Тимергазин. Р.Г. Кузеев в воспоминании пишет: «С начала 1953 г. я стал ученым секретарем президиума БФАН и секретарем парткома филиала. Я часто встречался с Кадыровым Рахимовичем, занимавшимся созданием Горно-геологического института. Он постоянно был озабочен организационными задачами, остро ставил вопросы, настойчиво добивался их практического претворения в жизнь, начиная с приобретения первого стола и стула и кончая составлением научно-исследовательских тем для формируемого коллектива научных сотрудников. Всегда пользовался исключительным доверием окружающих. На заседаниях президиума – независимо от характера обсуждаемого вопроса – он никогда не оставался безучастным, равнодушным. Никогда не жаловался на свое здоровье, но мы – его соратники, коллеги, друзья – в последние годы уже замечали, что тяжелая фронтовая болезнь дает ему знать о себе все больше и больше. Однако мы не предполагали, что эта болезнь будет иметь для него роковой исход. Я несколько раз навещал его, когда он находился в Кунцевской больнице под Москвой… Меня восхищали его поразительное жизнелюбие, целеустремленность, чувство нового, его исключительная забота о нуждах своего народа, его неотступные мысли о любимой работе. Он редко говорил о своем здоровье, потому что верил в силу врачей, жил надеждой на выздоровление. После теплого расставания я долго смотрел, как он твердым шагом возвращается по лесной дороге в свой лечебный корпус, и думал о его жизни, каждый день, каждый час которой были наполнены напряженными трудовыми ритмами – ритмами безгранично влюбленного в свое дело геолога-нефтяника, первого доктора геолого-минералогических наук башкирского народа. То, что он успел свершить за свою недолгую жизнь, хватило бы на несколько больших жизней!».
М.Г. Муталов, в воспоминании пишет, что ученый занимался не только научной деятельностью, он был крупным государственным деятелем в должности Председателя Верховного Совета БАССР.
К.Р. Тимергазин был видным общественным деятелем.
В 1949-1952 гг. он был избран народным заседателем в Верховный суд БАССР, в 1950-1953 гг. являлся депутатом городского Совета депутатов трудящихся, в 1959 г. – депутатом Верховного Совета БАССР и в 1963 г. коллективы Башкирского филиала Академии наук и Уфимского завода гибких валов оказав большое доверие, его выдвинули депутатом Верховного Совета РСФСР.
За боевые и трудовые заслуги ученый-фронтовик награждался орденами «Красная звезда» (1944), «Отечественная война II степени» (1945), «Знак Почета» (1948, 1959) и многочисленными медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть» (1951). Его имя занесено в книгу Почета Министерства нефтяной промышленности СССР. В 1957 г. за большой вклад в развитие геологической науки ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки техники РСФСР». |
К.Р. Тимергазин скончался 4 апреля 1963 г.
В г. Уфе на доме, где жил выдающийся ученый-первооткрыватель нефтяных богатств Башкортостана и основоположник академической науки республики, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, первый доктор геолого-минералогических наук из башкир, профессор К.Р. Тимергазин установлена мемориальная доска.
Материал подготовила
заведующая Научным архивом УФИЦ РАН
Луиза Гиниатуллина