Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

Меню

Золотые олени Филипповского некрополя дома: ждем Вас на обновленной выставке Золота Сарматов

Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в google
Google+

Немного специальной информации об этих артефактах. Нигде в мире более не находили ничего подобного. В царском кургане золотые олени сохранились в тайниках, что, очевидно, помогло им не стать добычей древних грабителей. Выполненные из чистого золота уникальные статуэтки оленей с ветвистыми рогами, напоминающими райское «дерево мира», оружие степных воинов-кочевников, украшения, посуда и даже набор для нанесения татуировок.
Олени Филипповки – обрядовые предметы, которые немыслимы в иных сферах жизни и напрямую связаны с мифологическими представлениями людей их создавших. Олень – наиболее часто воспроизводимый в искусстве ранних кочевников образ. У сарматов олень выступал в роли посредника между мирами, который помогал умершему попасть в высший божественный мир. Отметим: каждый из золотых оленей имеет индивидуальный узор ветвистых рогов (иконографию), а также узоры и символы на теле.
Олень – популярнейший образ в искусстве скифо-сибирского «звериного стиля», но олени Филипповки уникальны. До сих пор открытыми остаются вопросы о назначении этих изображений, о том, чем были обусловлены особенности их формы и определенное количество найденных фигур. Осложняет поиск ответов на эти и другие вопросы отсутствие аналогов, а также то, что фигуры оленей обнаружены в тайниках, т.е. в демонтированном состоянии, не позволяющем делать реконструкции. Единственным источником информации о их изначальном расположении в пространстве в момент функционирования являются особенности формы вырезанных из дерева и обложенных золотом фигур. Детальный анализ кроны рогов позволяет приблизиться к разгадке тайны филипповских оленей и прийти к некоторым неожиданным выводам.
Однако в экспозиции и в фондах музея хранятся и другие, не менее интересные находки. Например, чаша в виде медведя. Образ этого зверя вообще достаточно редок для ранних кочевников Евразии в отличие, например, от образа оленя, архара или грифона. Тем не менее, он тоже встречается. Например, фигура медведя была выбита на золотой оковке чаши из кургана Чабанцова Могила V в. до н.э., а в скифском кургане Солоха IV в. до н.э. найдена золотая оковка деревянного сосуда с ручкой в виде головы зверя.
На выставке впервые представлены тактильные макеты экспонатов, для того чтобы слабо видящие посетители получили представление об основных артефактах сарматской культуры.
Материалы Филипповского курганного могильника – это целый мир, многие элементы которого от нас скрыты. Постижение древней истории нашей Родины через подобные артефакты чрезвычайно важно, так как помогает понять наши истоки, значение богатейшего историко-культурного и духовного наследия прошлого.
Рассматривайте эти образы – так возможно получить личный отклик в душе. Посетив выставку, Вы ощутите сильный информационный и эстетический посыл того времени.
Увидеть золотого оленя или филипповского медведя и в целом выставку в Музее археологии и этнографии Уфы можно во вторник-пятницу с 10:00 до 18:00 (технический перерыв с 13.00 до 14.00) и в субботу 10:00 до 17:00 (без перерыва).

Последние новости

Спартакиада «Ворота в спорт» среди научных работников Республики Башкортостан посвященная 300-летию Российской академии наук

12 ноября прошло награждение по итогам спартакиады «ВОРОТА В СПОРТ» среди научных работников Республики Башкортостан, посвященная 300-летию Российской академии наук. Всего в