С 24 октября в Музее археологии и этнографии Института этнологических исследований УФИЦ РАН возобновляется постоянная выставка, посвященная материалам Филипповского курганного могильника V–IV вв. до н.э. Экспонаты выставки после полугодового пребывания в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (Москва) благополучно вернулись на родину. Напомним, этот уникальный памятник археологии был оставлен ранними кочевниками, теми, кого сегодня мы называем сарматами.
Немного специальной информации об этих артефактах. Нигде в мире более не находили ничего подобного. В царском кургане золотые олени сохранились в тайниках, что, очевидно, помогло им не стать добычей древних грабителей. Выполненные из чистого золота уникальные статуэтки оленей с ветвистыми рогами, напоминающими райское «дерево мира», оружие степных воинов-кочевников, украшения, посуда и даже набор для нанесения татуировок.
Олени Филипповки – обрядовые предметы, которые немыслимы в иных сферах жизни и напрямую связаны с мифологическими представлениями людей их создавших. Олень – наиболее часто воспроизводимый в искусстве ранних кочевников образ. У сарматов олень выступал в роли посредника между мирами, который помогал умершему попасть в высший божественный мир. Отметим: каждый из золотых оленей имеет индивидуальный узор ветвистых рогов (иконографию), а также узоры и символы на теле.
Олень – популярнейший образ в искусстве скифо-сибирского «звериного стиля», но олени Филипповки уникальны. До сих пор открытыми остаются вопросы о назначении этих изображений, о том, чем были обусловлены особенности их формы и определенное количество найденных фигур. Осложняет поиск ответов на эти и другие вопросы отсутствие аналогов, а также то, что фигуры оленей обнаружены в тайниках, т.е. в демонтированном состоянии, не позволяющем делать реконструкции. Единственным источником информации о их изначальном расположении в пространстве в момент функционирования являются особенности формы вырезанных из дерева и обложенных золотом фигур. Детальный анализ кроны рогов позволяет приблизиться к разгадке тайны филипповских оленей и прийти к некоторым неожиданным выводам.
Однако в экспозиции и в фондах музея хранятся и другие, не менее интересные находки. Например, чаша в виде медведя. Образ этого зверя вообще достаточно редок для ранних кочевников Евразии в отличие, например, от образа оленя, архара или грифона. Тем не менее, он тоже встречается. Например, фигура медведя была выбита на золотой оковке чаши из кургана Чабанцова Могила V в. до н.э., а в скифском кургане Солоха IV в. до н.э. найдена золотая оковка деревянного сосуда с ручкой в виде головы зверя.
На выставке впервые представлены тактильные макеты экспонатов, для того чтобы слабо видящие посетители получили представление об основных артефактах сарматской культуры.
Материалы Филипповского курганного могильника – это целый мир, многие элементы которого от нас скрыты. Постижение древней истории нашей Родины через подобные артефакты чрезвычайно важно, так как помогает понять наши истоки, значение богатейшего историко-культурного и духовного наследия прошлого.
Рассматривайте эти образы – так возможно получить личный отклик в душе. Посетив выставку, Вы ощутите сильный информационный и эстетический посыл того времени.
Увидеть золотого оленя или филипповского медведя и в целом выставку в Музее археологии и этнографии Уфы можно во вторник-пятницу с 10:00 до 18:00 (технический перерыв с 13.00 до 14.00) и в субботу 10:00 до 17:00 (без перерыва).