Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

Меню

Боевой и научный путь ученого – музыковеда Л.П. Атановой

Поделиться в vk
VK
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в google
Google+

В Научном архиве  Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук под номером 111 числится фонд личного происхождения кандидата искусствоведения, педагога, общественного деятеля, заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, члена Союза композиторов СССР и БАССР, участницы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Людмилы Петровны Атановой. В ее личном фонде отложились красноречивые свидетельства яркой, насыщенной на события, интересной, хотя и непростой научной и творческой судьбы. 

Людмила Петровна родилась 21 февраля 1920 г. в селе Чеботарёво Усерганского кантона Башкирской АССР (ныне – Кувандыкского района Оренбургской области). Когда было ей 9 лет, родители переехали в г. Уфу и она поступила учиться в музыкальную школу. До начала Великой Отечественной войны обучалась игре на фортепиано в Башкирском музыкальном училище Уфы в классе С. Т. Гербст и М. А. Зайдентрегера. В 1941 г. трудовую деятельность начала в Уфимской детской музыкальной школе № 1, где преподавала музыкально-теоретические дисциплины. Она одновременно училась на курсах медсестер, так как не смогла, не считала для себя возможным продолжать заниматься мирным трудом, когда страна была охвачена огнем войны. Не раздумывая ни секунды, в апреле 1942 г. по призыву ЦК ВЛКСМ отважная девушка в качестве прожекториста-слухача пополняет ряды добровольцев Красной Армии и уходит на фронт.

Л.П. Атанова участвовала в боях под Сталинградом, в освобождении Белоруссии, после контузии перешла служить в санитарную часть. Войну закончила в Гомеле старшиной санитарной части батальона. Демобилизовавшись в августе 1945 г. поступает учиться на теоретико-композиторское отделение училища им. Гнесиных, которое заканчивает за 2 года и в 1947 г. поступает на историко-теоретический факультет института Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных  по специальности «музыковедение» (класс истории музыки М.Э. Риттих и М.С. Пекелиса, гармонии В. О. Беркова, специальный класс К. К. Ровеншильда).

Башкирия и ее столица Уфа всегда были в сердце Людмилы Петровны. В 1952 г. она возвращается на родину, чтобы навсегда посвятить ей весь свой талант и прославлять башкирскую музыку. В 1952 -1954 гг. она работает инструктором отдела художественной литературы и искусства Башкирского областного комитета КПСС. C 1954 г. лекторскую  работу в Башкирской государственной филармонии совмещала с педагогической деятельностью в Уфимском музыкальном училище.  В училище она являлась ведущим педагогом музыкально-теоретических дисциплин. В 1959-1964 гг. она заочно учится в аспирантуре при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и решением Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии ей присуждается ученая степень кандидата искусствоведения. Кандидатская диссертация была посвящена теме: «Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора» [1].    

По архивным документам видно, что в годы работы инструктором отдела художественной литературы и искусства Башкирского обкома КПСС, ею немало статей опубликовано в газетах и журналах об организации концертной жизни в г. Уфе. Также готовила рецензии на спектакли и концерты артистов, приезжающих на гастроли в Уфу и республику.

В 1961 г. с открытием в Уфе учебно-консультационного пункта Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Л.П. Атанова вела курсы истории музыки зарубежных стран и руководила дипломными рефератами студентов-выпускников. Часто выступала на передачах по радио и телевидению, в печати о башкирской и советской музыке.

В 1964-1978 гг. она являлась научным сотрудником сектора фольклора и искусства института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР, вела научную деятельность по  исследованию башкирской музыки. За время работы в институте ею впервые была осуществлена разработка вопросов, связанных с историей собирания башкирского музыкального фольклор [2]. В 1965-1966 гг. Людмила Петровна работала над монографией «Собиратели и исследователи музыкального творчества в дореволюционный период». Целью данной работы являлось установление основных этапов истории собирания и исследования башкирского музыкального фольклора, раскрытие отношения собирателей к башкирской народной музыке, определение принципов отбора образцов народного творчества, качества записи народных мелодий, обработка народных песен и попытка теоретического обобщения основных черт башкирской песенности. Первая глава данной монографии посвящалась известному русскому композитору А.А. Алябьеву, его записям и обработкам башкирских народных песен, вторая глава – Р.Г. Игнатьеву, его высказываниям о башкирском музыкальном фольклоре и записям башкирских народных песен, третья глава рассматривает жизнь и деятельность музыканта-фольклориста С.Г. Рыбакова, его основные работы по башкирской народной музыке и четвертая глава посвящена собиранию башкирской народной музыки в конце IXX – начале XX вв. В ней рассматриваются работы А. Гречанинова, П. Козлова и М. Султанова. Результатом упорного труда ученого стали две монографии: «Собиратели и исследователи музыкального фольклора», изданная в 1969 г. и «Башкирская народная песня в профессиональной музыке», изданная в 1974 г. В 1976 г. увидел свет еще один ее труд «Первый музыкант – исследователь из башкир», в 1982 г. «Композиторы Башкирии» [3].   

Известный музыковед, кандидат искусствоведения Л.П. Атанова является автором свыше 50 опубликованных научных трудов, среди них: 4 книги, посвященные таким непревзойденным представителям башкирского композиторского искусства, как Рауф Муртазин, Масалим Валеев, Халик Заимов, Газиз Альмухаметов. Ею написаны более 200 рецензий и 60 музыковедческих статей. Итоги ее научных исследований опубликованы на страницах центральных и республиканских газет и журналов, а также в ряде научно-тематических сборников. Среди них значатся монографии и  очерки, научные и музыкально-критические статьи по проблемам профессиональной и народной музыки [4]. Также в списке научных трудов, хранящихся в Научном архиве Уфимского федерального исследовательского центра РАН, мы видим огромное количество статей о жизни и творчестве народных артистов и видных композиторов: Х. Ахметове,  М. Хисматуллине, М. Салигаскаровой, Р. Муртазине, Х. Заимове, Р. Сальманове, Р. Габитове, внесших большой вклад в музыкальную культуру Башкортостана [5].   

«Новые времена – новые песни, говорят о народе. По песням, как по живым книгам можно прочесть историю народа, все, чем жил он, к чему стремился, за что боролся. Шаг за шагом народная музыка раскрывает нам пути, пройденные башкирами за годы Советской власти… Творчество народа необъятно и безгранично, оно так же богато и разнообразно, как сама современная действительность. Народная музыка живет и крепнет, и ее развитие – живой пример неиссякаемых творческих сил народа», – подчеркивала Людмила Петровна в статье «История живет в песнях», опубликованной в газете «Советская Башкирия» Людмила Петровна [6].  Она утверждала в другой своей статье, что ничто из созданного народом не исчезает бесследно, и часто одни явления становятся почвой для других. Талантливые сказания, стихи, сказки, меткие сравнения, поговорки и загадки создаются в республике. Многие из них возникают на вечерах самодеятельности, на молодежных играх, товарищеских спорах и состязаниях на остроумие, меткость. Многие песни слагаются как вдохновенные импровизации на народных торжествах. Композиторы не проходят мимо новых, свежих мелодий, возникающих в народе, они собирают их, записывают, обрабатывают. Как опытные гранильщики и ювелиры, они заставляют сверкать драгоценные россыпи народного творчества в своих обработках. Многие песни, записанные и обработанные композиторами Р. Муртазиным и Х. Ахметовым, радуют своею свежестью и яркостью звучания [7].  

В годы работы в институте истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР Людмила Петровна принимала активное участие в итоговых научных сессиях, научных Всесоюзных и региональных конференциях в Уфе, Казани, Алма-Ате, Свердловске, Горьком, Киеве и др. Как исследователь-музыковед, она вела исследования башкирской народной музыки, как лектор-музыковед часто выступала с докладами и интересными сообщениями о генетических истоках башкирской народной музыки, создании национального репертуара, смотрах песенного творчества, развитии хорового пения и многих вопросах развития башкирской музыки. Свою научную и педагогическую деятельность она успешно сочетала с общественной и культурной работой. С 1963 г. являлась членом Союза композиторов СССР, с 1967 г. – членом правления Союза композиторов Башкирии и художественного совета Министерства культуры БАССР. Общественную деятельность она вела в годы работы в Институте истории, языка и литературы БФАН СССР. Она являлась с 1964 по 1978 гг. членом партийного бюро института, возглавляла бюро общества «Знание», активно участвовала в пропаганде народной и профессиональной музыки. Талантливый лектор и пропагандист музыкального искусства она  в Уфе, Стерлитамаке, Туймазах, Белебее, Бирске, Давлеканово, Белорецке ежегодно читала не менее 200 лекций, как по линии общества «Знание», так и по программам музыкального лектория Башкирской государственной филармонии. Большую популярность ученому-музыковеду среди населения республики принесли ее выступления по радио и телевидению. На творческих встречах башкирских композиторов с населением она часто была ведущей. Она также вела отчетные концерты и встречи башкирских композиторов в Москве, Ленинграде, Ульяновске и других городах страны.

Л.П. Атанова всю свою жизнь принимала активное участие в общественно-культурной жизни республики. Была известным  лектором, пропагандистом лучших достижений советской и башкирской музыки и как пытливым исследователем в области башкирского музыкального фольклора, ведущим разработку актуальных проблем башкирского музыкального фольклора и профессионального композиторского искусства. В архивных документах отложилась программа концерта – лекции «Расцвет Башкирской музыкальной культуры», проведенного Союзом композиторов БАССР, Башкирской государственной филармонией и Институтом истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР. Данное мероприятие состоялось 6 марта 1970 г. в актовом зале Уфимского государственного института искусств, которое посвящалось 50-летию со дня рождения и 30-летию музыкально-общественной деятельности заслуженного деятеля искусств БАССР и музыковеда Л.П. Атановой [8].   

За многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие музыкального искусства Башкирии она была отмечена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР и Президиума Академии наук СССР. В 1961 г. за заслуги в области искусства ей Президиумом Верховного Совета БАССР  присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств БАССР». В 1992 г. за особые личные заслуги было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

Документы личного происхождения Людмилы Петровны в Научный архив Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук поступили в составе документов Института истории, языка и литературы. В 2004 г. сотрудниками архива проводилась экспертиза ценности переданных документов, и был создан уникальный личный фонд, где отложилось значительное количество ее научных трудов и экспедиционных материалов, отражающих научную деятельность ученого – музыковеда и фронтовика.   Л.П. Атанова умерла 6 января 1994 г., оставив ценнейшие исследования в области башкирского музыкального фольклора и профессионального композиторского искусства, влияния советской музыкальной культуры на творчество композиторов Башкирии, взаимосвязи и взаимообогащении национальных культур и искусств народов республики.

Литература

  1. Научный архив УФИЦ РАН (НА УФИЦ РАН). Ф. 4. Оп. 5. Д.1093. Л.7-27.
  2. Атанова Л.П. У истоков башкирской народной песни // Агидель. 1965. № 9. С. 89-90.
  3. НА УФИЦ РАН. Ф. 4. Оп. 5. Д. 1093. Л.18-20.
  4. Там же, Л.28-29.
  5. Там же, Л. 53-54.
  6. Атанова Л.П. История живет в песнях // Советская Башкирия. 1967. 4 августа; НА УФИЦ РАН. Ф. 111. Оп. 1. Д. 5. Л. 9.
  7. Атанова Л.П. О записях С. Габяши // Агидель 1966. № 9. С. 95-96; НА УФИЦ РАН. Ф. 111. Оп. 1. Д. 5. Л.10-11. 
  8. НА УФИЦ РАН. Ф. 4. Оп. 5. Д. 1093. Л. 44.

 

Материал  подготовила

заведующая Научным архивом УФИЦ РАН

Гиниатуллина Луиза Мидахатовна

Последние новости

1 июля 2024 г. во дворе УФИЦ РАН прошло первое мероприятие в рамках проекта «Стрельба из лука круглый год» – Открывающее соревнование по стрельбе из традиционного лука.

Мероприятие началось с приветствия, в котором организатор и судья рассказали о программе соревнований, состоящей из двух этапов: первый – стрельба из лука